…Порой нам приходится работать с очень тяжелыми текстами, настолько тяжелыми, что мозг кипит при одной мысли о том, что еще несколько тысяч знаков нужно подчеркивать ошибки и выделять смысловые неурядицы. А порой редактор еще и накручивает себя мыслями, вроде «здесь одни ошибки», и, когда становится вопрос о том, подчеркнуть или нет — подчеркиваем, ведь «этот тип решительно не умеет писать».
Редактор в нынешнем его понимании — это второй автор. Ведь, как уже говорилось, эти самые авторы настолько часто порют чушь в своих текстах, что мы невольно становимся соавторами, и на обложке изданной в будущем книги в самый раз написать имя второго — того, кто исправлял многочисленные ляпы.
Но вот беда. Случилась со мной лично однажды, когда пришлось отдать свой текст на растерзание матерым критикам. Он изобиловал, как оказалось, ошибками. И в печать его не приняли по одной причине — я всех этих ошибок принять не могу. Вот оно — бинго! — авторский стиль. Мы настолько порой легко его меняем, настолько резво подчеркиваем любое несовпадение с нашим пониманием, что в итоге, смотря на расчерченный текст после своей кропотливой работы, диву даемся. А бедный автор, видя нашу тщательную правку, или начинает считать себя неграмотным настолько, что заканчивает писать, или исправляет текст до того, пока он полностью не потеряет авторского я.
Есть несколько правил, которые можно, пожалуй, выделить для редактора, который собирается выпустить в свет красивую идейную книгу, и не забить при этом автора до смерти.
1. Необходимо относиться к тексту автора так, как к своему — бояться вычеркнуть все, что там есть, видеть в каждом слове свое детище, которое без одной руки или без одного глаза — некрасиво попросту. 2. Помогать автору не словами, типа — вычеркнуть, удалить, убрать, изменить, неуместно, некрасиво, — а фразами, вроде «было бы лучше, если…, посмотрите на текст с этой стороны…, есть такая распространенная ошибка, вы, возможно, допустили ее, проверьте еще раз…» Подобное отношение редактора к автору только располагает последнего к чистке своего текста. 3. Ни в коем случае не предлагать автору замену его ляпа. Если он пишет откровенную ошибку, нынешний редактор скажет: нужно написать так. Не дав при этом автору ни малейшей попытки внедрить свое, личное, почти заставив принять критика в соавторы. Настоящий редактор (тот, который не за правку, а за авторский стиль) укажет на ошибку, объяснит, что именно не так, приведет правило, и максимум — предложит пример, не касающийся данного текста. Таким образом оставив решение проблемы ощущению автора, а не прибрав все к своим рукам. 4. Еще существует мнение, что если в авторском тексте сто сорок пять раз исправить одну ошибку, он точно ее больше не допустит. Ан-нет! Он обозлится — максимум, или обидится, если он терпелив. Впрочем, есть и такие, которые не обижаются. Но им тогда наплевать на их творения и истинного борца за искусство из него не слепить. Что предложить редактору? Очень просто: объяснить ошибку раз в замечаниях, а вдоль текста просто подчеркнуть коротким штрихом.
Иногда редакторы настолько увлекаются своей работой, что перекраивают текст полностью под себя в надежде, что «вот теперь он точно правильный!» Но совершенно выпускают из виду тот факт, что написанное уже не принадлежит автору.
Есть еще пару советов начинающему редактору, который покупает свои первые фломастеры для правки. Не стоит выбирать едкие цвета, яркие красные, синие, зеленые. Это пугает, тем более, если в тексте ошибка на ошибке. Можно выбрать нежные цвета и — нарисовать картинку на полях! Тогда точно ваш автор не останется в обиде. Не стоит выделять пунктуационные ошибки огромными росчерками или любимыми фломастерами. Можно подчеркнуть. На полях поставить галочку и, в общем, автор и так заметит ошибку.
Можно приводить еще десятки примеров, как не надо делать. Но самое главное правило остается непреложным: редактор обязан относиться к тексту, как к своему, чтоб не нарушить целостности даже только формирующегося авторского стиля.
Хм, всё верно написано, всё, до последнего слова. Именно так и поступают нынешние редакторы текстов. Да, порой автора хочется "вынести вперёд ногами", но и в этом случае ему нужно просто-напросто помочь, чтобы он не совершал более подобных ошибок или не делал детские недочёты. Хорошая статья)