Энциклопедия жанра: о разнообразии фантастики и поджанрах
10.01.2012, 13:04
Стоит отметить, что четкой и единственно верной классификации для фантастики нет. На просторах Интернета можно встретить самые разнообразные деления и дробления этого жанра. От души делят фантастику и мэтры литературы, и только-только начинающие авторы, и никому не известные сторонние люди, у каждого получается что-то свое. Но чтобы потом безуспешно не искать книги жанра, который придумал Вася Тяпкин в порыве творческого зуда, мы рассмотрим самую распространенную классификацию. Начнем с того, что сегодня фантастику принято подразделять на три основных жанра — научную фантастику, фэнтези и ужасы. Интересно то, что многие не связывают фэнтезийную литературу и хоррор с фантастикой, считая их отдельными направлениями. Но это не так. Наличие допущения, отход от настоящей действительности и представлений о правдоподобии делают оба этих жанра частью фантастики. Итак, основных направлений три. На первый взгляд выбор до обидного мал, но если посмотреть на разнообразие поджанров, — глаза разбегутся всерьез и надолго.
Научная фантастика Этот жанр для тех, кто недолюбливает магию, но обожает технологии. Здесь судьбами людей, и не только, руководит научно-технический прогресс во всех своих проявлениях. Именно здесь водятся брутальные герои с бластерами и сумасшедшие ученые с какой-нибудь гадостью в пробирке. Твердая НФ — царство логики и науки. Все допущения здесь достаточно обоснованы и вписаны в уже существующие законы мироустройства. Если вы точно знаете, как устроена машина времени, или что будет, если геном человека удастся совместить с генами хомяка, вам сюда. Но спрос велик — малейшее несоответствие и ваша НФ потеряет твердость. Антиутопия — тут раздают разноцветные таблеточки, которые, несомненно, откроют читателю глаза на оборотную сторону медали. Аверсом послужит идеальное общество, достигшее высшей ступени развития, а реверсом — скрывающиеся за нарядным фасадом трагедии и сломанные человеческие судьбы. Апокалиптика — все, кому человечество стоит поперек горла, могут здесь отвести душу. Прихлопнуть разом, любым приглянувшимся способом. Фразы ''к земле летит метеорит'' и ''да нееет, этот вирус совершенно не опасен'' прилагаются. Постапокалиптика — цивилизации лежат в руинах, человечество стоит на коленях, точнее, то, что от него осталось. Мир стал неуютным и враждебным, но жить как-то надо. Все мытарства вынужденных выживать людей и полный набор жутких картин поверженной планеты. Космическая опера — этот жанр воспевает космос — очарование черных дыр, упоение гиперпространственных прыжков, грандиозные битвы среди прекрасных звезд. Именно здесь живут отважные капитаны, настолько суровые, что могут, не морщась, пожать склизкое щупальце императора Альфа-Центавры. Ксенофантастика — из жизни инопланетян. Общественное устройство, быт, психология инопланетных героев так не похожи на человеческие, но очень интересны. Кто сказал, что у зеленых человечков нет души? Есть, и у фиолетовых тоже. Хотите об этом поговорить? Это ваш жанр. Таймпанк — в этом жанре можно выбрать уровень развития общества. Не любите запах бензина – добро пожаловать в стимпанк, машины здесь двигает пар и только он. Любите античность — надевайте сандалики и топайте в сандалпанк. Разновидностей таймпанка много: - стоунпанк — каменный век - сандалпанк — античность - клокпанк — возрождение и барокко - стимпанк — механика и паровые машины - дизельпанк — 20-50 годы ХХ века - киберпанк — информационные технологии, кибернетика + упадок общества - нанопанк — все о нанотехнологиях - биопанк — все про биологическое оружие - космопанк — смесь киберпанка и космооперы Следующую пару жанров частенько тоже включают в НФ, но бывает, что и выносят отдельно. Это кому как нравится. Альтернативная история — из серии ''а что было бы, если…'' Любые фантазии на эту тему. Можно посылать в прошлое деятельных героев, можно видных политиков или целые государства. Жанр требует хорошего знания истории, иначе может получиться альтернативный бред. Социальная фантастика — берем человечество и придумываем для него совершенно другие условия. Можно всех загнать под землю, или заставить ходить на ушах. Главное не это, главное — люди. Именно их отношения в обществе при изменившихся условиях и делают фантастику социальной.
Фэнтези Самые невероятные миры, удивительные существа собраны в этом жанре. Могучие маги творят здесь чары, драконы воруют принцесс, а иногда и принцессы драконов. Упыри, волколаки и вампиры, эльфы, гномы, домовые и другие персонажи являются действующими лицами произведений. Чаще всего антуражем служит средневековье, а всевозможные чудеса возведены в норму жизни. По отношению к НФ, фэнтези — жанр полегче. Тут не нужно оглядываться все время на науку и объяснять с точки зрения физики, как маг смог создать огненный шар. И аэродинамические свойства драконов тоже не важны, сказано — летают, значит летают. Впрочем, совсем впадать в самодурство автору не стоит, логику никто не отменял, с этим нужно считаться. Как и НФ, фэнтези может похвастаться многообразием направлений. Фэнтези героев — оно про героев, конечно. Все крутится вокруг них — сильных, смелых, ловких. И герой вовсе не должен быть таковым изначально. Тут даже простой нищий может внезапно встать, выбросить из шапки мелочь, да и отправиться приключаться. Фэнтези-эпос — масштабный жанр. Все в нем прямо-таки дышит глобальностью. Героям предстоит, как минимум спасти мир, а как максимум… Максимума просто не существует. На страницах эпического фэнтези бушуют войны, многотысячные армии звенят оружием, льются реки крови. Частенько дело не ограничивается одним томом — не влезает в него вся громадная картина, нарисованная автором. Фэнтези-тьма — готика в фэнтезийном антураже. Темный мир, вселенское зло у власти. Нормы морали здесь совершенно другие. На завтрак подали глаза под пикантным соусом? Вам повезло — такую вкуснятину нынче едят только в лучших домах. Оборотень на улице не стесняясь съел девочку в красной шапочке? Так он — полицейский, скажите ему спасибо. Вот если бы эта девочка добралась до вас… Фэнтези-игра — авторы этого жанра вдохновляются играми. Ролевыми, настольными, компьютерными. Взяв за основу описанный в них мир, представляют свою трактовку событий или выдумывают новых героев и их приключения. Историческое фэнтези — для тех, кто недолюбливает средневековье. Берется любая приглянувшаяся эпоха и щедро сдабривается магией и прочими чудесами. Жанр-побратим альтернативной истории. Лирическое фэнтези — чаще всего это любовные романы, действие которых разворачивается в фэнтезийном мире. Любви покорны не только все возрасты, но и все расы и виды. Влюбляются оборотни, вампиры, демоны и даже зеленолицые гоблины с орками. А уж прекрасных дев тут и не счесть. Юмористическое фэнтези — все ясно из названия. Шутки, комические ситуации, высмеивание штампов. Но юмор — штука тонкая, поэтому жанр вовсе не так прост, как может показаться. Пародия на фэнтези — пародии на известные и популярные книги маститых писателей. ''Приключения Потного Гарри в волшебной колонии'', ''Боббик. Путешествие отсюда туда'' — приблизительно так выглядят названия книг этого жанра. Многие считают его уделом новичков, но и здесь есть место качественным произведениям. Технофэнтези — коктейль из магии и технологии. Колдун может предпочесть хрустальному шару «Википедию», а оборотень ехать в трамвае зайцем. Пропорции, в которых смешивается волшебство и техника — исключительно выбор автора. Городское фэнтези — современная городская жизнь, дополненная магией. Чаще всего речь идет о тайной стороне реальности, которая не известна простому обывателю. Реже магия преподносится, как норма. Фэнтези-детектив — старые добрые детективные истории, только здесь бравый сыщик запросто может быть вурдалаком, а преступник — домовым. Магия бывает орудием преступления, а допрос трупа вполне реален и никого не смущает.
Ужасы Лучшее лекарство от икоты. Этот жанр призван напугать, заставить читателя нервно озираться и дрожать. Как ни странно, но толковую классификацию литературы ужасов собрать очень сложно. Если ориентироваться на основные признаки сюжета, то можно выделить три категории. Ужасы монстров — зомби, вампиры, демоны и прочие запоминающиеся личности. Естественно, по ходу сюжета они убивают, а частенько и кушают людей. Зло не таится, а бодренько марширует по сюжету, позволяя рассмотреть свою гниющую плоть и склизкие щупальца. Мистические ужасы — здесь нет прямых описаний чудовищ, может даже не быть упоминаний о них, лишь туманные намеки. Но это как с сусликом — ты его не видишь, а он есть. Или ест, раз уж мы говорим про ужасы. Реальные ужасы — главными злодеями здесь выступают сами люди. Агрессивные ли безумцы с бензопилами, эстетствующие ли каннибалы — они вполне могут претендовать на реальность. Именно это делает их такими страшными.
Из всего вышесказанного видно, что фантастика — широкий жанр. В ней каждый найдет что-то себе по душе, и серьезный материалист, и мечтательный романтик. Воображение безгранично, его не загонишь в тесные рамки, поэтому разложить все произведения по конкретным полочкам, конечно, не получится. Авторы экспериментируют, пишут вещи на границах жанров, иногда создавая совершенно новые. И именно этим и хороша фантастика — бесконечным простором для фантазии писателя и читателя.