Чем опасны элементы юмора в серьезном произведении?
29.06.2011, 16:18
Кто-то не согласится со смыслом материала ниже. Но статья писалась на основе того, о чём многие писатели говорят. А к мнению большинства иногда стоит прислушиваться. Чем опасны элементы юмора в серьезном произведении?
Я начну тему с конца. Мы постоянно читаем что-то, потому что любим читать. Каждый выбирает книгу по вкусу. Наш выбор начинается от новинок любимых авторов до нечитанной в школьные годы классики. И всегда стараемся держаться любимого жанра. Но чаще это книги современных писателей или случайная книжка с магазинной полки. Книга в первую очередь обращает внимание обложкой, интересной аннотацией. Открыв страницы и прочитав пару абзацев, понимаем: язык автора хороший – устраивает, да и вообще где-то про эту книгу уже слышали. Покупаем и вперёд! Читать! И тут начинаем плеваться, когда казалось произведение с мистическим наклоном и элементами насилия вдруг становится сказкой. Или скажем фэнтези, плавно по тексту переходит в сборник научной литературы: автор нам рассказывает о длине двуручного меча, насколько километров летит против ветра тисовая стрела с гусиным опереньем. Из чего сделан унитаз, о который разбил голову главный герой. Таких описаний на несколько страниц с подробными формулами и математикой. Ругаться не хочется, но тьфу! Б…! Зачем читателю знать такие подробности? Он хочет видеть перед собой, как эта самая стрела вонзается в сердце человека, пробивая грудную клетку окропляя зелёную траву алой кровью. Он хочет чёткую картинку того, как двуручный меч в руках гиганта обрушивается на головы врагов. Разве нет? Если «кто-то» захочет знать, как выплавляют булатную сталь – «кто-то» откроет википедию или книжную энциклопедию и узнает, что знать хочет. Наши современные авторы, к которым относимся и мы, напихивают в рассказы подробные энциклопедические данные о чём-либо, а бывает даже, так и вставляют в работу текст с электронки. Слегка отредактировав. Тьфу! Б…! Вот и юморные моменты в вовсе неюморном рассказе схожи с такой глупостью. В наше время период эксперементательства (я придумываю новые слова - потому что период такой – эксперементательства) привел к смешению жанров и созданию новых. Только обратите внимание на колорит подвидов хотя бы романа. Вот недавно натолкнулся в сети: гет-роман, слэш-роман, роман – унихоррор. Новосициалистический роман, пост-постаральный, кибер-роман. Сейчас подобное встречается только в сети, но больше чем уверен - люди рано или поздно начнут говорить и использовать эти новые термины в реальности. Какие-то жанры сольются, какие-то исчезнут, но всегда будут появляться новые, пока период такой - эксперементательства. Как-то читал рассказ, где античный герой с мечом борется с космическими захватчиками, подобно Конану рубит их налево и ещё раз налево, и подобно Оби-Вану мастерски уклоняется от смертельных лучей бластеров. А ведь всё начиналось совсем по-Толкиеновски - с ушастыми эльфами и магией. Причём теперь часто в аннотации к произведению пишут полную брехню. А недавно напал на книгу, где была аннотация совсем к другому рассказу, с иными героями и миром. Как так-то? Тьфу! Б…! Теперь о самом юморе. Конечно, эксперименты и приведут к чему-то хорошему, но мало кто подходит к этому делу с холодной головой писателя. Всё начинается со стёба. Вот маньяк – насильник нападет на свою жертву, тащит её в тёмный переулок. Она извивается, как раненая змея в могучих руках, но он крепко держит её, а горячее дыхание похоти обжигает белую шею. Мозолистая ладонь зажимает рот. И в таком духе всё достаточно красиво описано, я так точно не могу, но вот! В самый кульминационный момент маньяк издает протяжный звук, будто где-то сдулся воздушный шарик, а потом резко наваливает себе в штаны от недержания. Естественно насильник теряется, жертва убегает, а во всем виновата порченная колбаса, которую он съел утром. Автор думает это смешно. Да! Есть такие – кому понравится. Может и так, но только не в произведении, где нам половину книги преподносится кровавое месиво в красках с кишками на столбах, а на обложке разделанный на столярном верстаке женский труп, а вверху название: «Страсти каннибала». Автор пытался разрядить обстановку или что ещё – непонятно. Та же история совсем с другой стороны, где в юморном произведении появляется мужик с пилой и совсем не смешно, а на полном серьезе начинает пилить всё, что движется. Та же ситуация в романах, где вполне удачливый персонаж несколько глав отвешивает грамотные шуточки, потом переходит на пошлости, а к концу книги загоняет философские трактаты, кстати, опять же вставленные с википедии. Не хочется ругаться, но… тьфу! Блин!!! Всего должно быть в меру. Так вот! Если вы беретесь писать ужастик, пишите ужастик до конца. Не переделывайте его постепенно в юмористическую прозу. И наоборот. Это выдержка и есть уровень серьезной работы, а ни однодневного стёба над чем-то. Читатель ужасно не любит резкие дисбалансы. Если ваш герой философ – он должен им оставаться до конца, должны меняться его взгляды, характер, а не образ мышления. Праведник может стать убийцей, но не наоборот. Если вы хотите разбавить шутками свою работу, введите специально для этого нового персонажа, который будет юморить и класть себе в штаны, но не раздваивайте характеры, особенно главных героев. Читатель должен охать от неожиданности их действий, а не слов. А если слов – то по характеру, вполне ожидаемых, но гениальных. Если автор стебётся над героями, заставляя их убегать от наркомана с ножичком, а до этого те же герои перебили половину байкерского бара – то автору видимо уже нечего сказать. В таком случае и это уже не смешно и произведение теряет авторитет. Стёб – это зерно большого дуба юмора. Юмор – вот что должно присутствовать в любом произведении. Но он должен быть сильным и вовремя преподнесенным, к месту и образу. Чему научиться крайне сложно ведь зачатки мастерства начинаются с четких правил, которые, я надеюсь, вы для себя машинально вычленили из этой статьи. А. Лункрай
хорошо сказано))) осилила прочитать и не пожалела. еще в универе помню загвоздку нам объясняли про единый жанр. все никак не могла понять, как это. теперь усекла.
оно ж и говорится, что уметь надо. и о том. чем опасен юмор в серьезном произведении. а трагикомедии речи нет. это отдельный жанр. и... в трагикомедии не шутки, а ирония, комедия. это разные вещи, кажись)
Для меня эталон юмористической прозы - Николай Самохин. Он порой затрагивал серьёзные темы, преподнесённые с долей иронии, что делало его текста светлыми и печальными. Правильно, главное уметь)