Сразу оговорюсь, что именно я подразумеваю под миниатюрой. Миниатюра - это сюжетно завершенный рассказ объемом до 5000 знаков (или, приближенно говоря, на 2 вордовские страницы, написанные 12 кеглем через одинарный интервал). Будем также исходить из того, что превышать этот объем автору не стоит.
Миниатюра - это просто! Такая мысль вполне имеет право на существование и, более того, первой приходит на ум. В самом деле, что стоит написать какие-то 2 несчастные страницы или того меньше? Пришла идейка, садишься, и в перерыв между сериалами или футбольными таймами набрасываешь текст. Потом просматриваешь, убиваешь опечатки - и готово! Так может родиться шедевр. Или полный бред. В чем суть такого взгляда на миниатюру? Каждый из нас время от времени пишет, осбенно те, кто проводит часть времени в интернете. То ли это письма, то ли это посты в Живой Журнал, то ли на какой-либо форум отчет о поездке в Европу (на деревню к дедушке). У каждого сколь-нибудь активного пользователя интернета появляются небольшие удачные рассказы о том или ином событии, или о тех или иных переживаниях, сомнениях, страхах. О влюбленности, в конце концов. Потому и отношение к миниатюре такое - несколько поверхностное. Мол, каждый может, невелика работа.
Миниатюра - это сложно. Давайте посмотрим на миниатюору с другой стороны - как на караван в игольном ушке или подкованную блоху. Когда миниатюра - это не просто веселое бытоописание, а повествование со своей задумкой, внутренней логикой, определенной идеей, которую надо донести. Только маленькое. Тут и вылазят из всех щелей всякие несуразицы.
Перво-наперво - это огрехи композиции. На двух страницах надо успеть представить героев, дать им характеристику, описать начальные условия, что с ними произошло и что из этого вышло. Достаточно часто миниатюры старадают дисбалансом в композиции. Неспешное начало со множеством подробностей (например: во что была одета героиня или какой системы и с какими примочками автомат в руках героя)вдруг стремительно ускоряет темп, в трех абзацах (а бывает и предложениях!) разрешается ситуация и всё, финиш. Это наиболее часто встречающийся вариант. Бывают и другие вариации на тему непрекращающейся кульминации или неспешной развязки, после которой нужно догадаться - что, собственно, привело героя к этой самой развязке?
Второе - иллюстративность или склетообразность. Малый объем не оставляет возможности лирически поотступать или осовательно расписать всё, что автор вместе с героями думают по тому или иному поводу. А сказать хочется. Вот миниатюра и превращается: в описательной части - в набор слайдов, а в части действия - в пунктирную линию. Теряется гладкость перехода от одной мини-сцены к другой, да и сам переход никак не обосновывается.
Третье - это использование слов и построение предложений. На малом объеме очень хорошо видно, насколько автор умеет работать с предложениями, строить фразы, употреблять те или иные слова. И, если в большом рассказе одно-два неудачных предложения можно и пропустить, то в миниатюре они видны как под прожектором: Северцев, известный путешественник и экстремал, присоединился к группе спелестологов - исследователей искусственных подземных пещер и ходов, в отличие от спелеологов, изучающих естественные пещеры, - уже после того как были отрыты тоннели в Крыму, - Мраморная пещера в горах Чатырдага оказалась частью такого тоннеля, - на Кавказе и под легендарной Медведицкой грядой в Поволжье, детально обследованной экспедицией "Космопоиска" под управлением Вадима Черноброва. Это одно предложение, прошу заметить. Другим ликом этой же проблемы является редактирование рассказа большего объема под миниатюру. Вырезаются прилагательные, причастные обороты, какие-то мелкие детали, слова заменяются на более простые. Текст усыхает - и шикарный букет превращается в гербарий.
Так просто или сложно? Миниатюру можно текстово решить несколькими различными способами.
Первый: Миниатюра-описание. Автор посвящает миниатюру одной-единственной зарисовке. Это может быть описание природы или описание людей, наблюдающих нечто такое, что оставляет в их душах и сердцах неизгладимый след.
Второй: Миниатюра ситуации или действия. Описаниям уделяется мало места, дается "вводная" и текст миниатюры посвящается тому, как герой или герои проходят и разрешают одну определенную ситуацию. Не стоит путать ее с непрекращающейся кульминацией. В миниатюре действия ситуация имеет начало и конец, чсто - с последствиями.
Третий: Стилизация. Отличным примером миниатюры является притча. Я бы советовал обратить внимание на суфийские притчи или сказания о Ходже Насреддине. Притчу можно использовать для иллюстрации философской идеи или ситуации с парадоксальным выходом, тем самым выводя текст в другую плоскость. Мифологичность и метафоричность также может сыграть добрую службу для подобного текстового решения.
Четрвертый и самый сложный: Работать над текстом и всё-таки писать миниатюру по канонам большого рассказа. Изначально четко представлять себе не только что именно, но и как именно оно будет написано. Например: отвести на вступление 20% объема, действие - 50%, кульминацию - 10%, развязку - 20% и стараться не выходить за эти рамки. Несколько раз прочитать глазами, несколько раз вслух, чтобы выявить все неудачно построенные предложения. Постараться понять: создается ли цельный образ происходящего? И, самое главное - получилось ли сказать текстом то, что задумал автор?
Файл - Свойства - Статистика. Знаки - всего лишь черточки на белом фоне. Можно следовать этим или другим советам, можно просто писать как на душу ляжет. Но для любого произведения существует лишь одна аксиома - искорка. Если автору есть чем поделиться, если он хочет на что-то указать, что-то объяснить, рассказать, посмеяться, да просто поразмыслить вместе с героями - искорка проскочит между его текстом и читателем. Миниатюра очень чувствительна к искоркам. Это, наверное, самый искренний жанр. Большой текст может тронуть душу искорками включенных в него удачных кусочков-миниатюр. Миниатюра трогает только своей искренностью, своей внутренней искоркой, подаренной автором читателю.