12 шагов к успеху: инструкция по написанию гениального детектива
06.09.2012, 22:53
1. Придумайте героя. Книги пишутся для людей и о людях, поэтому без главного героя никак не обойтись. Как правило, автор всегда вкладывает в свои персонажи часть себя, а можно использовать и прототип: так вы сможете избежать ненужных эмоциональностей, а основой характера будет человек, за которым можно наблюдать со стороны. Во-вторых, у героя должно быть прошлое, и пусть оно отразится в его характере. Неудавшийся брак, служба в армии, несчастная любовь. Качественный отпечаток в сознании читателя оставляют всякого рода увечия (шрам, хромота, даже косой глаз...) Но выдумывая историю прошлого, помните о штампах.
2. Профессия главного героя должна быть вам близка и понятна. Если вы не отличаете сальдо от бульдо, а ЕБИТДА звучит для вас как страшное ругательство, не пишите экономические детективы и не делайте главного героя бухгалтером, случайно обнаружившим многомиллионные махинации. Вариант с журналистом – еще один промах. Считается, что он по роду своей деятельности обязан везде совать нос и ни в чем не разбираться. Но на самом деле журналисты разбираются в большем разнообразии вопросов, чем даже детективы.
3. Найдите преступление. Используйте для этого прессу и интернет. СМИ заполнены информацией об ужасающей коррупции, вскрытых аферах и жульничестве в верхних эшелонах власти. Выберите самую интересную аферу с вашей точки зрения, приспособьте к книжной реальности и подумайте, как ваш герой может в это вляпаться. Изучите эту аферу и все, что с ней связано со всех сторон, используя те же СМИ, документальную литературу, справочники.
4. Отталкиваясь от характера преступления, продумайте остальных персонажей. Старайтесь не использовать образы «консультантов» главного героя: вор в законе, полковник милиции на пенсии, подпольный финансовый миллионер, отошедший от дел, – это все один сплошной штампище. Потом еще обычно консультанта убивают. Злодей, который окажется хорошим, лучший друг, который окажется предателем – это вообще венец штампованного сюжета. А вот забавный персонаж, регулярно попадающий впросак, украсит страницы вашего романа и сделает их живыми.
5. Поскольку большая часть читающей аудитории в нашей стране – женщины, нужна любовная линия. Но любовную линию также нужно писать не для дурнушек, смешав в одну кучу историю о Золушке, Синей Бороде, Ромео и Джульетте и Снегурочке, а делать ее реальной. Добавьте две-три постельных сцены и открытый или счастливый финал.
6. Создайте структуру всего действия. Все современные детективы строятся по очень простому принципу, постарайтесь как можно тщательнее обойти его: - главный герой случайно попадает в неприятности, - затем он начинает разбираться с неприятностями и попадает в еще большие неприятности, - теряет жену (друга, напарника, родителей, собаку), - скрывается в лесах (в Париже, в Грузии, на помойке среди бомжей), - случайно находит союзника, - получает в руки оружие (убойный компромат, заложника), - влюбляется и страдает, - наносит решающий удар, - теряет любовь (друга, родителей, собаку) или думает, что теряет, - узнает, кто стоит за его мучениями (лучший друг, коллега, бывшая жена, злой начальник), - наконец-то понимает все, - находит любовь, - Happy End.
7. Сюжет – это скелет будущего детектива, теперь нужно «мясо». Добавьте конфликты, ссоры, больше подробностей и диалогов. Описания в детективе лучше сокращать, а вот глагольных форм использовать больше, чтоб читатель постоянно ощущал движение. Придумайте несколько событий, способных перевернуть ход действия с ног на голову. Местный колорит и самобытная речь персонажей помогут сделать текст оригинальным.
8. Убедитесь, что все, что вы наворотили, логично связано, действия персонажей вытекают из их характеров, а события плавно переходят одно в другое. Завершите все сюжетные линии, любое слово, произнесенное в романе, должно иметь завершение. Конечно, если вы не планируете писать продолжение. В этом случае оставьте сюжетный хвостик, уцепившись за который, вы сможете развернуть новый роман.
9. Подумайте, кто из персонажей не нужен для счастливого финала, и убейте его. Если нельзя убить, отправьте в леса (в Париж, в Грузию, на помойку к бомжам). Никогда не убивайте детей. Никогда не убивайте, детально описывая жестокость и кровь. Это не смешно, не увлекательно и не способствует легкости чтения. Большинство читателей проецирует события романа на себя, и подобное описание смерти может оттолкнуть от дальнейшего чтения. К тому же, это просто другой жанр, редко имеющий что-то общее с литературой.
10. Создавая динамику сюжета, не увлекайтесь долгим описанием драк. Даже если вы специалист по восточным единоборствам, держите себя в руках. Вообще долгим описаниям или долгим действиям место в психологических жанрах. Детектив – это быстро разворачивающееся действие, а динамизм ему придадут диалоги. Но опять-таки не стоит бросать только что начатый диалог, успейте его закончить. Вкладывайте в уста героев свои мысли, но не давайте им философствовать по две-три страницы.
11. Сделайте речь героев реальной, понятной и простой, но в погоне за реальностью не забывайте, что создаете литературу. Потому мат, ругань и подобная чепуха равносильна мусору. Диалектные и жаргонные слова подойдут для создания характерной речи намного лучше, чем матерные. Не злоупотребляйте научными терминами и сложными словами. Учтите, что большинство читателей этих слов не знает. Главному герою можно придумать некую словесную «фишку», которую он будет употреблять к месту.
12. Не затягивайте действие. Все должно происходить быстро. Действие, растянувшееся на года, это не детектив. Максимум, что вы можете себе позволить, это описать события, происходящие через несколько лет, и сделать из них финал. На две страницы – не больше. Идеальный детектив – это несколько дней, необходимых для раскрытия преступления. Остальное – лишнее.
Конечно же, невозможно описать все аспекты создания гениального текста в одной статье. Потому редакция рекомендует будущему детективщику прочесть книгу Джеймса Фрэя «Как написать гениальный детектив». Скачать ее можно здесь.