Четвержище, 02.05.2024, 11:11
Здрасьте Любопытный
| Регистрация | Подключиться
Хочется высказаться?     
Пора написать в БЛОГ.    
Автрский стиль
литературный журнал & форум

Початимся? :)

Что новенького?
форум:
  • korzinkin (271)
  • Как создать свою поэтическую страницу? (24)
  • Очень полезные советы (5)
  • Баловство в автокаде (77)
  • Поговорилка (949)

  • Главная » Статьи » Статьи писателю » Мастерство писателя

    Русский vs зарубежный: различие детективных жанров

    27.08.2012, 19:44
    Известно, что первые отечественные детективы появились благодаря переводам зарубежных авторов. Это позволило многим русским авторам перенять многие приемы у своих коллег (У. Коллинза, А. Конана Дойля). Однако «наш» детектив всегда имел собственные оригинальные черты.

    И в России, и на Западе всегда были очень богатые и очень бедные люди. А, значит, всегда были и желающие незаконно завладеть каким-либо богатством в свою пользу. И у «нас» и у «них» этому всегда противостояла полиция, суд, прокуратура. Где государство было не в состоянии помочь, всегда возникала фигура частного сыщика. Второй оказывался зачастую удачливее первого. Но, несмотря на кажущуюся схожесть российских и европейских проблем, на нашей почве вырос совершенно не похожий на своего предка детектив.

    Выделяют четыре основных отличия.
    Первая отличительная черта, пожалуй, в том, что русские писатели главное внимание уделяли не самому расследованию, а психологической линии, состоянию преступника, причинам («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский, «Леди Макбет Мценского уезда», Н. С. Лесков).

    Второе отличие в том, что главной причиной преступления в романах чаще всего становится не корысть, а сильные чувства и эмоции, роковая любовь, коварство, измена, месть. Роковые страсти, любовный треугольник, повлекший за собой трагедию («Дело Артабанова», Н. Крушевана: здесь автор уделяет больше места психологическому аспекту).

    Третья черта отличает российский детектив от западного тем, что многие российские авторы не «сочиняли», а использовали уже готовые уголовные дела. И на их основе создавали художественные произведения. Сюжет пьесы «Живой труп» Толстой позаимствовал из жизни, из истории, случившейся с Екатериной и Николаем Гимер. Вряд ли у Эдгара По или Конана Дойла можно найти какие-либо следы документалистики, ведь основывайся последний на документальных данных, нашим российским сценаристам при съемках советского Шерлока не пришлось бы исправлять логические ошибки автора (как то змея, ползущая вверх по веревке или, будучи глухой, идущая к хозяину на свист). Документалистика – это, прежде всего, особенность нашего детектива.

    Наконец, русский детектив характеризуется особенностью сюжетного построения. Если в западном жанре сыщики старательно, долго и терпеливо идут по следу, разыскивая преступника, и читатель узнает его имя только в последней главе (берем во внимание большинство романов), то русские писатели предпочитают уже с первых страниц указать преступника, а остальное место отводят социально-психологическому анализу действий преступника и обстоятельств (А. А. Шкляревский, «Что побудило к убийству?»).

    Русский детектив, родившись позже западного, сумел перенять от него наиболее характерные черты: напряженность развития, умение вовремя приоткрыть тайну, заставить читателя внимательно следить за развивающимися событиями. И в то же время наш писатель-детективщик пошел по особому пути. Учитывая менталитет читателя, героем повествования стала не логика событий, а психология, а результат – это победа добра над злом. Здесь главное – гуманистическая традиция, проблемы становления человеческой личности, закрепляющие успешную борьбу со злом. Что живет в душе преступника, каковы его мотивы – вот эти вопросы интересовали писателей, в том числе и работавших в жанре российского детектива.

    Что стало с русским детективным жанром сейчас – проблема. Иронические тексты, тексты на одну поездку привлекают читателя больше, чем классическая психологическая линия. В силах мы изменить ситуацию, и стоит ли ее менять – каждый решит для себя. А о том, как написать достоверный детектив, основанный на логике и задачах, а не на иронии и шутке, мы расскажем в следующем материале.
    Категория: Мастерство писателя | Добавил: adrielhanna | Теги: жанры, детектив
    Просмотров: 1199 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Также по теме:

    Всего комментов: 0
    Добавлять комменты могут только жители Матрицы.
    [ Регистрация | Подключиться ]

    Входилка

    Категории раздела:
    Стилистика и грамматика [7]
    Мастерство писателя [25]
    Для начинающих прозаиков [12]
    Работа с издательствами [9]
    Поэтам о мастерстве [6]
    Мастер-класс [15]
    Практикум: жанры [4]
    История и развитие [4]
    Закон и право [1]

    На сайте литературного журнала Авторский стиль расскажет про самые красивые библиотеки мира и возбмет интервью у самых интересных писателей.

    Творческий союз "Авторский стиль" © 2011-2024. Все права
    защищены и охраняются ГК РФ. Копирование материалов
    без указания источника или согласия автора запрещено.
    Rambler's Top100 Проверка ТИЦ