Средище, 01.05.2024, 20:15
Здрасьте Любопытный
| Регистрация | Подключиться
Хочется высказаться?     
Пора написать в БЛОГ.    
Автрский стиль
литературный журнал & форум

Початимся? :)

Что новенького?
форум:
  • korzinkin (271)
  • Как создать свою поэтическую страницу? (24)
  • Очень полезные советы (5)
  • Баловство в автокаде (77)
  • Поговорилка (949)

  • Главная » Статьи » Статьи писателю » История и развитие

    Рождение и вырождение История развития детективного жанра

    02.09.2012, 22:47
    В детективе (от лат. detectio – раскрытие) главное – это раскрытие преступлений. В таком произведении описывается процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Именно преступники – убийцы, маньяки, насильники, воры разных мастей – сотворили этот вид литературного произведения. Детективный жанр произвели действия людей, которые когда-то в прошлом, а возможно и по сей день, нарушают закон. Ведь и сейчас, спустя века, ничего не изменилось, а преступники, не осознавая того, продолжают подкидывать новые и новые идеи авторам. Пока существуют преступления, будет существовать и детективный жанр, мало того – по этой же причине он всегда будет востребован. Но для начала, перед тем, как раскрывать загадки детективного жанра для нашего творчества, мы поговорим об истории.

    Эдгара Алана По считают родоначальником детективного жанра. Его рассказы – одни из первых, где сюжет крутится вокруг преступления. «Убийство на улице Морг» (1841 г.), «Тайна Мари Роже» (1843 г.), «Похищенное письмо» (1845 г.) значительны тем, что знакомят нас с фигурой сыщика Дюпена. Именно Дюпен позже станет образцом для многих сыщиков, которые появятся в конце XIX века, в том числе для Шерлока Холмса.

    Однако элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, роман Уильяма Годвина (1756-1836 годы) «Приключения Калеба Вильямса» (1794 г.), «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828 г.. В зародыше так и подавно жанр существовал много раньше. «Почему ты не приходишь выразить мне свое уважение?» – спрашивал Лев Лисицу в басне Эзопа. «Да простит меня Ваше Величество, – отвечала та, – но я обратила внимание на следы животных, что вели в вашу пещеру. Судя по отпечаткам, в вашу сторону проследовали многие, но почему-то никто не вернулся назад. Пока все те звери, что вошли в вашу пещеру, не выйдут обратно, я лучше погуляю на свежем воздухе».

    Детектив становится популярным в 1860-х годах, взять хотя бы романы У. Коллинза «Женщина в белом» (1860 г.) и «Лунный камень» (1868 г.). После авторы развивают жанр, сочетая его с другими литературными направлениями. К примеру, в произведениях ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив совмещается с готическим романом. А Купер, используя детектив в детской литературе, знакомит юных читателей с тем, как индейцы выслеживают свою добычу, читая следы, обращая внимание на сломанный прутик, упавший лист, поросший мхом ствол. В 1820-1850-е годы были опубликованы его романы, которые пользовались огромной популярностью и были переведены на многие европейские языки. («Следопыт», «Оленебой, «Последний из могикан»).

    Чарльз Диккенс в своем журнале «Домашнее слово» опубликовал серию статей, посвященных работе сыщиков, а в романе «Холодный дом» вывел привлекательный образ офицера-детектива – инспектора Бакет. Уилки Коллинз, благодаря Диккенсу, знакомится с работой полиции. Детективная сторона в знаменитой книге Коллинза «Лунный камень» построена на основе методов, использовавшихся штатным работником сыскной службы. Изучил материал уголовного дела – написал детектив, преимущественно эта схема работает и сейчас.

    Артур Конан Дойл публикует в 1887 г. «Этюд в багровых тонах». Детектив производит на читателей и писателей эффект разорвавшейся бомбы. За этой повестью следует цикл новелл о Шерлоке Холмсе. Конан Дойл взял формулу По и изменил – вернул ей жизнь и популярность. Его проза обладала лаконичностью эпиграммы. Благодаря Шерлоку Холмсу то, что было набросано за сорок лет до этого Эдгаром По, получило реальные очертания, и жанр стал развиваться, пробивать себе путь. Детективная проза становилась все востребованнее.

    На пороге веков детектив составляет прочный фундамент в мире литературы. Появляются поджанры: лидером среди читателей становится научный детектив, в частности медицинский.

    Т. Л. Мид начала разрабатывать этот поджанр в 1893 г., опубликовав «Истории из дневника одного доктора» (в соавторстве с Клиффордом Галифаксом), и затем продолжила писать для различных журналов до 1902 года, когда увидела свет «Волшебница Стренда» (в соавторстве с Робертом Юстасом). Это изложение любопытных случаев, настоящих детективных историй, связанных с медициной. За долгие годы Мид и ее соавторы затрагивали гипноз, каталепсию, сомнамбулизм, помешательство, убийство с помощью рентгеновских лучей, синильной кислоты, а также многие другие темы, связанные с научными открытиями.

    Англичане считают 1930-1970-е годы XX века Золотым веком детектива. Именно в это время были опубликованы детективные романы Агаты Кристи, Ф. Бидинга и других авторов, оказавших влияние на развитие жанра в целом.

    В 1920 г. Агата Кристи публикует свой первый детективный роман «Таинственное происшествие в Стайлз». Вскоре у нее появляется целая серия произведений, в которых действует сыщик-бельгиец Эркюль Пуаро. Великолепная Мисс Марпл появляется в рассказе 1927 г. «Вечерний клуб». Сейчас рассказы Агаты Кристи являются лидерами детективного кинематографа.
    В годы первой мировой войны детективная литература вышла из моды, но около 1925 г. снова стала очень популярной, в особенности в высокообразованных кругах, которые, нашли в ней некое противоядие от извращенных и упадочнических романов психологического жанра, которые появлялись в беспокойный период. Образованные люди после трудового дня с удовольствием интеллектуально состязались с авторами детективных романов. У этого жанра появились образованные и критически мыслящие читатели. В добавление к загадке они требовали от книги хорошего стиля и действительного интереса к людям.

    За двадцать лет, прошедших между двумя войнами, стиль детективного жанра снова отошел от канонов, выработанных повестями Эдгара По и Конана Дойла. Наряду с чисто интеллектуальными «загадочными историями» появились детективные произведения – подлинные романы. Они написаны профессиональными романистами. Образы в этих книгах – живые люди, действующие на более широком фоне.

    В период перестройки, когда детектив в России занял одно из ключевых мест на книжных полках, а отечественные писатели только начинали пробовать этот жанр на вкус, полным ходом переводились зарубежные романы Чейза, Пратера, Спиллейна. Заинтересованность нашего читателя не остается вне внимания издателя. В это время появляется Маринина, а за ней через несколько лет Устинова, Шилова, Донцова. У всех женщин (хотя сравнивать их работы нельзя ни в коем случае) появляется свой индивидуальный стиль, который ярко отличает русский детектив от зарубежного. Если Маринина создает совершенно серьезные серии, добиваясь популярности именно благодаря реалистичности сюжетов, то Устинова пишет занимательные сюжеты, не имея милицейского опыта работы, что делает ее тексты в некотором смысле легче. Двух других дам часто называют штамповщицами. И немудрено, ведь их книги выходят с периодичностью раз в два месяца, но и раскупаются читателем в момент.

    Нам можно делать свои выводы о том, почему один или другой автор достигает популярности, можно рассуждать о вырождении жанра, о его дефектах. Но факт остается неизменным: тиражи никогда не будут численными без численного читателя. А каждый читатель живет в своем времени, и нуждается в книгах, сообразных именно его эпохе.

    В следующем материале мы рассмотрим авторов детективного жанра, а также причины и аспекты их популярности.

    Автор статьи: Александр Лункрай
    Категория: История и развитие | Добавил: adrielhanna | Теги: детектив
    Просмотров: 3061 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

    Также по теме:

    Всего комментов: 0
    Добавлять комменты могут только жители Матрицы.
    [ Регистрация | Подключиться ]

    Входилка

    Категории раздела:
    Стилистика и грамматика [7]
    Мастерство писателя [25]
    Для начинающих прозаиков [12]
    Работа с издательствами [9]
    Поэтам о мастерстве [6]
    Мастер-класс [15]
    Практикум: жанры [4]
    История и развитие [4]
    Закон и право [1]

    На сайте литературного журнала Авторский стиль расскажет про самые красивые библиотеки мира и возбмет интервью у самых интересных писателей.

    Творческий союз "Авторский стиль" © 2011-2024. Все права
    защищены и охраняются ГК РФ. Копирование материалов
    без указания источника или согласия автора запрещено.
    Rambler's Top100 Проверка ТИЦ