Конспект по психологии, или как правильно подчинять соавтора
22.07.2012, 23:34
ПОДЧИНЕНИЕ Если один из пары соавторов подчиняет себе другого – это наш вариант. Стоит оговорить, что подчинение в данном случае совершенно не зависит от мнения подчиненного. Скорее, от психологических факторов, от черт характера одного и другого, от возможностей и сопоставимости интеллектуальных уровней. В данном случае борьба ведется строго в одностороннем порядке: можно сказать, партнер тиранически влияет на того, кто слабее, менее смелый и опытный. Примеров – масса. Литературный негр – один из самых красочных. Главный в паре знает, что и как писать, имеет идею, четко сформированную в его голове, имеет список возможных путей реализации идеи. Ему нужна еще пара рук, которая будет писать то, что не может и не хочет писать он. Чаще всего выбирает писателя неопытного в соавторстве, так как сразу сможет разложить по полочкам, что, как, кто и насколько. Что – делать, как – писать, кто – главный и насколько далеко главный имеет право зайти. Самый реальный путь развития такого сотрудничества – это обложки с полугромкими именами. Например, Александр Дюма и Огюст Маке. Первый – главарь банды. Говоря о подчинении в соавторстве, не стоит доходить до буквального понимания тирании, так как подобные дуэты имеют свое право на существование. Зачастую складывается так, что подчиненный сам становится в такую позицию, подсознательно не желая принимать решения и управлять творческим процессом.
Действия для возбуждения конфликта:
Главарь банды:
• постоянно напоминать партнеру, кто главный • использовать в общении поучительный тон • отдавать соавтору с каждым днем все больше работы, ссылаясь на то, что «генератор» не работает при полной загрузке
Подчиненный:
• ныть и жаловаться на судьбу • не выполнять работу в срок • психовать, если соавтор позволил себе поправить результат работы или скорректировать действия
УПРАВЛЕНИЕ Более легкий, тактичный и удобный способ подчинения – управление. Отличие состоит в том, что подчиненный совершенно обдуманно принимает свое положение и старательно следует намеченному главарем плану. Так происходит, когда идея произведения рождается у одного – генератора идеи, а второй «приклеивается» в качестве помощника. Впрочем, это не означает, что роль помощника сведется исключительно к помощи. Он так же, как и главарь, может вести свою линию, давать советы, корректировать, а главное – писать. В случае управления соавторство принимает вполне определенную форму содействия: «Ты придумал идею, ты знаешь, о чем писать. Я же хочу написать с тобой в паре, потому буду четко следовать твоему плану» – слова помощника. Ведь он понимает, что именно главарь является генератором появившейся мысли. В конце концов, из-под пера соавторов выходит текст, состоящий из равных частей работы партнеров. Если генератор идеи создал сюжет, продумал возможные варианты развития произведения, состыковал планируемые части композиции в уме, то помощник станет спокойно и мастерски воплощать намеченный план в жизнь, по ходу давая советы, но целиком и полностью полагаясь на гениальность и идейную плодовитость генератора.
Действия для возбуждения конфликта:
Генератор идей:
• считать себя гением и всячески это демонстрировать • намекать или прямо указывать партнеру, что намного сложнее придумать произведение, чем написать текстовое полотно • бросаться фразами, вроде «Не нужна мне твоя помощь, я сам справлюсь!» или «Сам придумал, сам и напишу»
Помощник:
• всячески демонстрировать соавтору, что его идея не такая уж у клеевая • намекать или прямо указывать на то, что намного сложнее написать текстовое полотно, чем придумать идею • постоянно вносить правки без разбору в строение и композицию, полагаясь на «свою литературную чувствительность»
СОТРУДНИЧЕСТВО Самый лояльный и приемлемый в демократичном и социалистическом обществе вариант – сотрудничество. Здесь никаких главных или подчиненных. От начала до конца все идет на равных, на партнерских условиях, и в то же время ни один из пары не стремится «сесть на голову» другому. Чаще всего сотрудничество оказывается идеальным способом дойти до цели. Но случается, что, раз некому брать инициативу в свои руки, работа тормозит, активность прекращается, а идеи потихоньку улетучиваются. Потом один из авторов все равно берет вожжи в руки и подстегивает творческий процесс. Впрочем, не всегда. Вариант соавторского равенства больше всего подойдет друзьям, среди которых ни один не желает опередить другого, потому что с психологической точки зрения балансирование на грани партнерства и управления – очень сложная штука. Если все же баланс удерживается на протяжении всего написания, в итоге получается самый шикарный плод: оба гордятся проделанной работой, оба благодарят друг друга за содействие, оба радуются славе и лаврам. В противном случае соавторы рискуют держать обиду друг на друга и подсознательно сваливать вину в провале на партнера.
Действия для возбуждения конфликта:
Партнер:
• стремиться «сесть на голову» партнеру • показывать свою гениальность некорректными способами, впрочем, и корректными тоже • тормозить процесс написания • не слышать мнения соавтора относительно возможных изменений в работе
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА, НУЖНО:
1. относиться с уважением к труду соавтора 2. стараться решать творческие проблемы сообща 3. вносить изменения только после обсуждения и согласия 4. корректировать тактично, дружелюбно 5. прислушиваться к мнению партнера по перу 6. предупреждать о возможных заминках и задержках 7. не затягивать творческий процесс 8. уважительно выказывать отношение к действиям соавтора и результатам, которые не оправдали ожиданий 9. принимать поражение сообща 10. и лавры делить поровну!
Соавторство - это почти всегда сложно. А секрет успеха спрятан на самом видном месте: стоит просто всегда помнить, что партнер - это такой же человек, который нуждается в понимании и добром отношении. И все получится!
Автор статьи: Адриэл Ханна
КОММЕНТАРИЙ:
Даниил Ковров, сетевой писатель
Терпение и труд – все перетрут!
Опыт работы «в два пера» у меня не большой, но ой до чего богатый! Вы не представляете, сколько было потрачено сил и времени, как много нецензурной брани использовалось на протяжении работы… Однако – это того стоило. По окончании написания мы – я и мой лучший друг – поняли: главное – не сдаваться и четко следовать установленному графику. О чем я говорю? Об обязательствах. Необходимо еще до начала процесса твердо для себя решить: «Я буду выкладываться настолько, насколько смогу, и обязательно соблюдать оговоренные сроки!» И, если эти обязательства выполняются с обеих сторон, все получится. Итого – вернемся к бородатой, но невероятно актуальной пословице – «терпение и труд все перетрут». Пытайтесь, пробуйте, создавайте что-то новое, учитесь быть терпеливыми к чужому мнению, отдайтесь работе целиком, не бросайте начатое, не пасуйте перед сложностями, которых будет великое множество на вашем пути – вот и весь секрет.
Анна Сумарокова, писательница, публицист, член редакции ЛЖ «Авторский стиль»
Соавторство – это вам не прогулка за хлебом
В соавторстве что-то приличное вышло всего один раз. На прошлом конкурсе от «Авторского стиля». Остальные три эксперимента – полный швах. Один раз даже поругалась крепко с хорошим человеком, с которым писала. В итоге можно сказать, что писала (реально писала до конца, не отвлекаясь на ссоры и поиски пропавших человеков) я всего один раз. Это не значит, что пытаться не стоит. Просто найти хорошего соавтора – дело очень сложное. Особенно, если речь о чем-то серьезном, а не о рассказе на парочку страниц. Приходится ведь подстраиваться друг под друга, отступать от каких-то идей, прислушиваться к чужим пожеланиям. Ну и, в конце концов, если вдруг понимаешь, что эта тема не интересна больше, или задумка плоха была с самого начала, то бросить все к чертовой бабушке проще, когда пишешь только ты. Ответственность. Это вам не прогулка за хлебом.
Николай Уваров, сетевой писатель
Секрет в согласии!
Никогда не считал процесс соавторского написания произведения чем-то сверхъестественным! Да – сложно, да – проблематично. Но, в конечном итоге, если вы смогли преодолеть все препятствия и найти точки соприкосновения с тем человеком, на пару с которым решили завоевывать писательский мир и книжный рынок, то работа будет только в радость. Весь секрет – в согласии. Если его нет – можете даже не утруждать себя – только время потеряете, а дороже него у нас ничего нет, и никогда не будет. И напротив – если вы пришли к согласию, то все пойдет как по маслу, и в итоге, как результат, у вас получится великолепное произведение, в котором будут жить две души и биться два сердца.