Средище, 01.05.2024, 23:31
Здрасьте Любопытный
| Регистрация | Подключиться
Хочется высказаться?     
Пора написать в БЛОГ.    
Автрский стиль
литературный журнал & форум

Что новенького?
форум:
  • korzinkin (271)
  • Как создать свою поэтическую страницу? (24)
  • Очень полезные советы (5)
  • Баловство в автокаде (77)
  • Поговорилка (949)

  • Главная » Статьи » Статьи писателю » История и развитие

    Кто кого? Фэнтези и фантастика

    16.01.2012, 13:03
    Невнятные различия и особенности
    Некомбинированных произведений, жанров в чистом виде остается все меньше и меньше. И направление, и привязка к жанру определяются по тому, чего в книге больше: чувств, героя, сюжетной динамики или антуража. Самая большая разница, из-за которой разделяют фэнтези и фантастику, заключается общей картине. В фэнтези преобладают сюжетные линии и действия героев, а в фантастике — внешний антураж. Меняется место действия и, соответственно, направление. Те, кто любят фентези, зачастую испытывают сильные чувства к героям, следят за тонкими сюжетными линиями. А любителям фантастики важен окружающий динамичный антураж, в котором герой живёт. Всякие бластеры, флаеры, космические тарелки, сумасшедшие ученые, подопытные крысы. Иными словами — фантастические гайки. Но дело в том, что на каком-то этапе читатель объелся всей этой техникой и теперь предпочитает жить мыслями и чувствами своих героев, а не следить за тем, на какую кнопку кто нажал и что на это действие ответил умный компьютер. Потому-то научная фантастика начала сдавать позиции, а фэнтези — набирать обороты. Сравнительный анализ и выявление слабых и сильных сторон обоих жанров — единственный верный шаг к выявлению той самой “золотой” середины, написав которую можно заслужить почитание большинства читателей.

    Эмоции
    Фантастика часто менее эмоциональна. Тут ценится ум, а не длина меча или мощь магических заклинаний. В современной фантастике очень мало чувственности. ГГ если и любит кого-то, то делает это неуклюже. Герой фэнтези эмоционально более открытый и этим ближе к читателю. Возможно, герою фантастического произведения так тяжело проявлять свои чувства в силу большого количества собственных знаний. Конечно, когда у него в голове размышления о проникновении в секретный бункер с умопомрачительной охранной системой, сценарий уничтожения планеты и всевозможные явки, коды, пароли, то места для эмоций просто не остаётся. Но сейчас в цене — человеческие отношения, поэтому фэнтезийный герой побеждает расчетливого фантаста.

    Подружка героя
    Предмет любви фантастического героя обычно или сильно умный, или превосходит героя по всем физическим характеристикам. Она лучше стреляет, дерётся, фехтует, поднимает немыслимые для героя тяжести. Короче, делает то, на что ГГ физически не способен. Это такой принцип дополнения. Однако, есть и другая крайность, когда героиня является обузой для ГГ, и он вообще не знает “что с ней делать?” Этот мучительный вопрос преследует его невероятно долго. Как правило, у героя фэнтези таких проблем вообще не возникает. Он точно знает, что любит, и всячески свои чувства демонстрирует. Конечно, именно на этом перепаханном поле его ждут довольно банальные приключения по вызволению своей суженой из лап какого-нибудь темного властелина или дракона, но это такая себе проверка чувств. А поскольку романтика всегда вызывала больше улыбок, чем отъявленный реализм, фэнтези снова впереди.

    Глобализация и личное
    Вообще эмоциональные переживания в фантастике случаются по поводу скорой гибели мира, или ещё чего-то страшного, но неизбежного. Фокус в том, что насколько бы неизбежной ни была ситуация, герои и фэнтези и фантастики сделают финт ушами и все исправится. Только действия в фантастике автоматически имеют глобальный масштаб. В фэнтези — это конкретные последствия для конкретных героев. Знаете, почему фэнтези снова выигрывает? Да потому что читателю трудно представить глобальные последствия каких-то личных действий. Мы действуем в собственном небольшом мирке, в каком-то круге и возможность глобальной катастрофы не укладывается в мышление большинства читателей.

    Вера в антураж
    Фантастика чаще заставляет читателя задуматься. Например, над физическими явлениями. А их нужно описать, продумать, расшифровать, реализовать, да все это так, чтоб читателю было и понятно, и приятно. А вот в фэнтези есть простое физическое явление, называемое “чудом”, и оно никаких объяснений вообще не требует. Оно просто есть, и ни в чем не нуждается. Так и получается, что читателю поверить в фэнтези книгу проще, чем в фантастическую. А еще, если учесть, что мы — дети природы, и мир фэнтези, который находится тут же, рядом с нами, просто немного раньше исторически, окружен такой желанной почти девственной природой, мы снова отдаем предпочтение фэнтези.

    Финал и точка
    Почему большинство фантастов сошлось во мнении, что в будущем будет только хуже? Войны галактических империй, озлобленные пираты и прочая чушь. Им нравится думать о войне как о единственном антураже для бесконечного действия? Возможно. Только вот эти войны и делёжка власти не имеют конца. Они глобальны, масштабны. Если вдруг уничтожают одного врага, то на смену ему скоро приходит новый. Что читатель должен вынести из такой книги? Вряд ли захочется жить чувствами этих героев. А если точнее — нечем там жить, кроме жестокости.

    Рецепт
    Выбирая жанр, необходимо помнить о том, что современный читатель — это человек, напичканный жестокостью и злостью. Пессимизм на него льется со всех сторон, начиная от СМИ, заканчивая коллегами на работе. Поэтому зачастую человек попросту хочет отдохнуть и почитать романтичное, классическое, а сухую боевую динамику — откладывает в долгий ящик. Вот и получается, что пока фантастика не исправит ошибки и не станет ближе к фэнтези в описанных аспектах, прежних тиражей ей не вернуть. После описанных различий и точек соприкосновения мы поняли, что современному читателю важен эмоциональный фон, личные переживания, вера в произведение и любовь к героям. По всем этим показателям фэнтези побеждает. Фантастика — жанр перспективный, и если придать фантастическому антуражу фэнтезийной специфики, читатель почувствует книгу ближе, ярче, эмоциональнее и реальнее. Читатель делает свой выбор ежедневно, и если книга действительно будет написана для него, он ее прочтет. На этом, пожалуй, все.

    Автор статьи Сергей Богер
    Категория: История и развитие | Добавил: adrielhanna | Теги: фэнтези, фантастика, особенности жанра
    Просмотров: 581 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

    Также по теме:

    Всего комментов: 0
    Добавлять комменты могут только жители Матрицы.
    [ Регистрация | Подключиться ]

    Входилка

    Категории раздела:
    Стилистика и грамматика [7]
    Мастерство писателя [25]
    Для начинающих прозаиков [12]
    Работа с издательствами [9]
    Поэтам о мастерстве [6]
    Мастер-класс [15]
    Практикум: жанры [4]
    История и развитие [4]
    Закон и право [1]

    На сайте литературного журнала Авторский стиль расскажет про самые красивые библиотеки мира и возбмет интервью у самых интересных писателей.

    Творческий союз "Авторский стиль" © 2011-2024. Все права
    защищены и охраняются ГК РФ. Копирование материалов
    без указания источника или согласия автора запрещено.
    Rambler's Top100 Проверка ТИЦ