Воскресенье, 05.05.2024, 01:31
Здрасьте Любопытный
| Регистрация | Подключиться
Хочется высказаться?     
Пора написать в БЛОГ.    
Автрский стиль
литературный журнал & форум


Початимся? :)


Новое в блоге:
Написать в блог

[08.03.2015]
[На злобу дня]

Записки домохозяина

(Комментариев 0)
[02.03.2015]

Интересные наблюдения на тему жизни каждого из нас

(Комментариев 0)
[25.02.2015]
[Личное - лиричное]

Любовь бесчеловечная

(Комментариев 0)
[07.12.2014]
[Работа - заработок]

Авторы, я жду вас.

(Комментариев 1)
[03.08.2014]
[На злобу дня]

Кипит возмущённая блогосфера...

(Комментариев 0)


лит. конкурсы
[20.02.2015]
III Международный конкурс на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия»
[02.07.2014]
Найди себя в шорт-листе «Корнейчуковской премии»!
[21.03.2014]
Шлягер для звезды
[21.03.2014]
Православный причал
[08.10.2013]
Начался прием работ на II Конкурс лучшего произведения для детей «Корнейчуковская премия»



Цитата дня
Великие писатели всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они — это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает.

(Братья Стругацкие, «Град обреченный», 1975 год)


[ Новые сообщения · Жители Матрицы · Правила сайта · Найти · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Литература, творчество, искусство » О литературе и творчестве » Как мы учились писать » Создание романного текста (с) Диаген
Создание романного текста (с) Диаген
Sasha_TemleinДата: Пятнашка, 08.11.2013, 12:30 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Проверенный
Сообщений: 1262
Награды: 15
Репутация: 17
Статус: в реале
Как выстроить пресловутую рабочую систему?

Это сложный вопрос - люди все разные. Но некоторые закономерности все же можно обобщить.
Прежде всего нужно представлять, когда вам лучше пишется. То есть то самое разделение на сов и жаворонков. А оно совсем не так очевидно, как может показаться на первый взгляд - просто мы живем в навязанном нам социальном ритме. Мы привыкли к нему и думаем, что это - наше.
На самом деле все это надо проверять на практике. И тут вы можете прийти к удивительным выводам. Может, например, вам лучше всего писать в 5 утра. Или после 8 вечера.
А возможно, вы обнаружите, что можете писать и там, и там, но при этом качество текста будет разительно отличаться. Скажем, вечером текст будет гораздо эмоциональней.
Короче, с этим вам нужно будет определиться в первую очередь.
Во-вторую, создать свободный кластер - в пространстве и во времени. Выделить часы для работы, разгрести дела, спихнуть детей бабушке, а мужа на кухню. И уединиться в изолированном помещении.
Все это тоже не очень просто - придется уплотнить обычный свой бытовой график, чтобы освободить время. И поддерживать его довольно долго.
Далее, стимуляторы. Чай, кофе, особое внимание - простым углеводам (сладкие фрукты, сухофрукты, финики, орехи и т.д.). Это нужно, чтобы преодолеть сопротивление мозга и заставить его снять первичные барьеры, которые он устанавливает в подсознании в ответ на писательскую работу (которая есть ни что иное, как чрезвычайно энергоемкая образно-вербальная медитация).
Хороши также умеренные по времени занятия цигуном или йогой - но тут нужно иметь дополнительный опыт, который есть не у всех.
И, наконец, нужно дождаться стадии "подсаживания" на производимый романный текст. А она обязательно наступит, и вы это почувствуете. В этот период человек подсаживается на текст, как на наркотик. Тут уже все, что вы рационально выстраивали в начальный период, становится почти совсем неважным. Текст вас захватил, и вы себе уже не принадлежите.
Это самая производительная стадия, когда в вас открывается возможность писать в любое время и большие объемы. Ваши дети заброшены, муж не выглажен, не стиран и не стрижен - но вас это все не волнует. Вами владеет текст. И он вас не отпустит, пока вы его не завершите.
Самое главное на этой стадии - не сломаться раньше времени, не сжечь всю энергию без остатка. Т.е. остатки разума нужно все-таки сохранять. Контролировать свое временное умопомешательство.
Когда роман закончен (по крайней мере, черновик), все эти необычные эйфорические состояния быстро схлынут. У некоторых людей, правда, через депрессию. Настанет время рациональной шлифовки текста (для новичков это обязательно). Тут уже придется вернуться в начальную фазу - рациональной организации времени. И не слишком усердствовать в вычеркиваниях: медитативный текст, как правило, гораздо качественней, чем "рациональный".
Вот... беглый очерк, так сказать - рабочей писательской системы.
Индивидуальными отличиями и деталями наполнить его предстоит лично вам. Разброс здесь, как и везде, может быть огромным. Это уже задача вашего самоанализа.

Спортсменов к пику формы подводит тренер. Писателю до всего приходится додумываться самому. И самому себя контролировать, анализировать и руководить.
Отсюда и результат. Процентов 90 (как минимум) потенциально талантливых авторов ломаются и сходят с дистанции - именно из-за отсутствия системы работы. Из-за неспособности ее выстроить, а часто даже из-за непонимания того, что эта самая дистанция впереди - объективно существует, и нужно хоть что-то предпринять, чтобы ее преодолеть.

С чего начинать? Сразу с первой главы? Или с плана? Или с некого подобия синопсиса, где кратко изложить сюжет?
А может, писать как сочиняется - фрагментами?


Я тогда разобью ответ на мелкие части.
Сразу оговорюсь, для продвинутого писателя все эти элементы ремесла - банальные истины. И подход к ним может различаться. А для начинающего это может стать предметом анализа и дальнейшего эффективного самопозиционирования в профессии.
Прежде всего, исходный постулат. Стадия учебы - это цепь непрерывных экспериментов. Чтобы понять на практике - кто я такой и как мне следует работать.
Все писатели очень разные. Но классификации, как и прочие звери, поддаются.
Их крайние проявления можно определить так: Рациональные Конструкторы и Медитативные Созерцатели.
Первые собирают свой роман путем обдумывания и рационального анализа. Придумывают характеры героев, их мир, способы реагирования на конфликты. Выстраивают сюжет как цепь логических событий, перебирают варианты, прикидывают, какой из них лучше подойдет под их задачи.
В чистом виде Рациональные Конструкторы встречаются крайне редко - гораздо реже, чем все другие типы. Я могу назвать только Джеймса Хедли Чейза. Он, судя по интервью, заранее прорабатывал романы и знал содержание каждой главы - еще до того, как сесть писать весь роман.
Можно предположить, что такой способ имеет смысл при создании детективов классического типа (хотя Агата Кристи так не работала).
Мне лично кажется, что этот способ находится в хроническом и непримиримом конфликте с самим этим специфическим видом мыслительной деятельности - писательством.
Вторая крайность, Медитативные Созерцатели. В чистом виде встречается тоже редко, но уже по другой причине - требует целенаправленной и довольно длительной тренировки.
Способ письма у Медитативных Созерцателей таков. Нужно настроиться на свой текст, приложить определенные умственные усилия, войти в соответствующее состояние и - начать структурно-образную вербальную медитацию. Текст при этом производится как бы сам собой, вам остается лишь наблюдать - что там происходит с вашими (уже не вашими, а самостоятельными) героями.
И еще - обязательно подбрасывать дровишки в топку, поскольку энергии при этом пожирается очень много.
Практически все писатели испытывают в процессе работы описанное выше состояние. Стивен Кинг рекомендует его как лучший способ писать книги. Я, собственно, адепт этой же школы.
Тексты в таком состоянии медитативного автоматического письма получаются качественные - на уровне лучших ваших возможностей. Объемы - такие, каких не достичь в обыденном состоянии сознания. Эмоции, заложенные в медитативный текст - обладают силой и точностью боксерского удара. Описания - точны, сбалансированы по времени (это особая тема - "игра временем" в современной литературной технике) и пропитаны эмоциями. Стивен Кинг такой тип текста называет "ментальный фильм".
В общем, писать так тяжело и энергозатратно, но это настоящий писательский кайф.
Ну и, конечно, между этими полюсами благополучно уживается множество других типов: что-то у писателя складывается от одного и от другого направления, и формируется индивидуальная система.
Главное, чтобы все ее элементы формировались осмысленно - можно сэкономить много времени и нервной энергии.

Далее, план.
Исключительно важный элемент писательского ремесла. Хотя и совсем не в том смысле, как думают начинающие.
Практическая рекомендация для тех, кто еще не имеет опыта: обязательно напишите план в начале работы.
По объему он должен быть не больше половины страницы - 10 - 15 пунктов с короткой расшифровкой. Этого достаточно, чтобы проанализировать структуру, динамику и удельный вес персонажей.
Насчет такого рационального анализа я распространяться не буду, поскольку предмет нашей монографии - методика. Но одно все-таки скажу. Все знают, что роман начинается с экспозиции и завязки. Так вот - про экспозицию забудьте. Нет ее как отдельного элемента в современном остросюжетном чтиве. Сразу - в бой. Напряженная погоня, в которую сразу включается читатель - это то, что надо. Или нападение врага, или таинственное происшествие - что там у вас по сюжету.
А вся вводно-пояснительная информация должна быть растворена в начавшемся уже действии - четверть страничка здесь, полстраницы там. Все объяснения, которые можно отложить на потом - откладывайте. Все, что можно дать намеком, на отгадку читателем - давайте намеком.
Ну ладно, это лирическое отвлечение, хоть и имеющее отношение к теме.
Итак, план. Основных функций у него две. Во-вторых, систематизировать уже имеющуюся у вас в голове кашу из образов и обрывков действий. С этим все ясно, это вроде бы все представляют.
А во-первых, и это самое главное, и это понимают далеко не все: работа над планом на самом деле нужна как метод генерирования проблесков и озарений. Как метод развертывания вашего романа в нашу общую реальность.
Т.е. на самом деле это работа с подсознанием и со своим творческим воображением. Поэтому эту стадию работы нужно проводить тщательно и обстоятельно, пока не выжмете из подсознания все, на что оно в данный момент способно. Обычно это несколько дней.
Это происходит практически у всех. Когда составляешь план, что-то вдруг мелькает в голове, появляется новый образ, новое ощущение. Следует сразу же все отложить и улавливать этот новый элемент романа - желательно с фиксацией на бумаге или в ворде.
В результате через несколько дней вы будете иметь довольно богатую заготовку, пришпиленную к вашему плану.
Ее надо использовать горячей. Если пройдет пара недель, то план остынет - это будет уже не окно в мир вашего романа, а всего лишь листок бумаги с ничего не говорящими словами.
Ну и, наконец, третий момент работы с планом: он обязательно, со стопроцентной гарантией, будет вами нарушен в процессе письма. И это не только допустимо, это даже обязательно, поскольку свидетельствует о том, что текст стал "живой" и развивается теперь самостоятельно.

Вопрос о синопсисе.
Сразу оговорюсь, что здесь не имеется в виду то, что из садистских соображений требуют от автора издательства. Речь идет о синопсисе "для себя".
В отличие от плана, синопсис - вещь не обязательная, а факультативная - для тех, кому это что-то дает. Т.е. в конечном счете он нужен тем, кто еще не уверен, что свободная текстовая медитация выведет его туда, куда надо. Ну или тем, в ком вообще по его психофизическому статусу сильно рациональное начало.
Но сначала нужно разобраться в том, что мы подразумеваем под этим термином.
В современном российском сценарном деле, где в большом ходу подобный инструментарий, под синопсисом подразумевается краткое изложение истории, с основными драматургическими конфликтами, на 1 - 2 страницах.
Но есть еще так называемый расширенный синопсис - тритмент. Его объем может быть 15 - 30 страниц на полнометражный прокатный фильм или телемуви (обычно 2 серии на 90 минут общего объема).
А еще имеется поэпизодный план, который чаще всего - почти то же самое, что и тритмент.
Так вот, расширенный синопсис/тритмент/поэпизодник - не для начинающих романистов. Это совершенно категоричное утверждение - что бы там кто ни говорил, и какие бы "снежинки" в пример ни приводил.
Эти инструменты могут в некоторых случаях быть полезны продвинутому писателю. Они могут быть необходимы для сценарной работы в рамках большого коллективного проекта, но для человека, пишущего свой первый роман, увлекаться расширенными синопсисами просто-напросто противопоказано.
Причина тут только одна. Любой текст по-настоящему "прожить" можно только один раз. Если вы "проживете" его в сокращенном виде, то уже не сможете "оживить" в виде конечном. Просто все кончено, все перегорело, это уже не ваша жизнь - в эту реку второй раз вы уже не войдете.
А при этом сокращенный вариант не даст вам всех решений, всех коллизий и поворотов, всех сцен и уж тем более - всех деталей. И во втором подходе к одному и тому же тексту вы не сможете чисто рассудочным путем все это воссоздать. Гомункулусы нежизнеспособны. Это надо понимать.
А вот сокращенный вариант - синопсис на 1 - 2 страницы - начинающему писателю вполне может быть полезен.
Но, опять-таки, полезен не в том смысле, который вкладывают в этот процесс новички.
Главная задача синопсиса - не в том, чтобы систематизировать уже имеющиеся у автора сведения о будущем романе, а в том, чтобы запустить процесс "оживления" и роста предстоящего текста.
Выглядит это так. Вы, после составления короткого плана, садитесь и пишете (очень желательно - за один раз, не прерываясь) краткое содержание романа на 1 - 2 страницы, не больше. При этом, если вы все сделали правильно с вашим планом, то в процессе создания синопсиса сами собой начнут проявляться новые интересные находки - о которых раньше вы и понятия не имели.
Вы обязательно обнаружите, что, оказывается, вы намного умнее, чем думали раньше. Что вам как бы что-то или кто-то помогает.
В результате ваша история не только приобретет более законченный вид, но и начнет, именно с этого момента, жить своей, самостоятельной жизнью - пока еще несовершенной, в самом первом приближении.
После этого остается только сесть и начать придавать этой новой энергетической сущности - вашему тексту - окончательный вид. То есть, начать настоящее письмо. Ничто больше вам в этом не поможет - только план и только, в некоторых случаях, синопсис. Любые другие подготовительные меры будут лишь способом реализовать свою лень и оттянуть этот страшный момент - начало письма.
Но! Если вы сделали синопсис, то вам станет понятно, что процесс автономного мышления уже запущен. И начало - это лишь следующая ступень. И она подключится у вас почти в автоматическом режиме.

Вопрос по началу. То есть, с чего начать писать роман.
Причуды встречаются всякие, но абсолютное большинство писателей, как ни банально это звучит, начинает с начала - с первого слова первого предложения первой страницы.
Это не просто инертность мышления. Это - глубокая методология и даже идеология.
У профессиональных писателей совершенно нормальным считается пару дней или даже неделю побиться над первым предложением. Без удачного начального абзаца многие чисто физически не могут писать дальше. Хулио Кортасар из писательского суеверия никогда не правил начала своих новелл.
В этом есть огромный смысл.
Изложу его в трактовке Стивена Кинга (он, пожалуй, нынешний главный шифу-сенсей Школы Медитативного Письма). Так вот, Кинг полагает, что когда мы придумываем историю, то сам факт этой "придумки" приводит к ее зарождению. И отныне она уже существует - где-то там, в более тонком и совершенном мире. Причем существует в идеальном виде - новенькая, прекрасная и готовая во всех своих деталях.
Задача писателя - изъять ее оттуда, из этого астрала писателей, по возможности не повредив. Вот и все. Главное - не наломать дров. Главное - создать условия, при которых наша история начнет свободно изливаться на бумагу/экран.
Для этого и нужна система работы.
Можно описать это и с другой точки зрения - детерминистской. Текст - это определенная структура. В ней каждый последующий элемент вытекает из предыдущего и, в свою очередь, детерминирует следующий за ним.
Отсюда вытекает простой вывод: весь текст вашего романа определяется первым предложением. Как только вы это первое предложение написали, то роман тут же возникает в своем идеальном виде - в некоем потенциальном континууме. В нем уже все есть, вплоть до последней запятой.
Так что оригинальничать с началом не надо. С него просто надо начинать.

Вопрос по письму отдельным отрезками - не в прямой сюжетной/хронологической последовательности.
С точки зрения идеологии медитативного письма - это нарушение, имеющее много минусов. А учитывая, что существуют и другие методологические доктрины - это компромисс.
И, судя по частоте встречаемости - вполне разумный.
Выглядит это так. Пишет-пишет писатель текст и натыкается на некую проблему, в данный момент неразрешимую. И он, вместо того, чтобы биться часами и днями над этой проблемой, просто оставляет этот кусок текста и приступает к другому эпизоду. А когда его закончит и вернется, то обычно оказывается, что проблемы больше не существует. Она за время его отъезда на "другой участок фронта" решилась сама собой.
Для многих писателей это нормальная практика. Ну а применять такой способ или нет - может узнать только сам конкретный автор. На собственном примере - удачном или не очень.


Сообщение отредактировал Sasha_Temlein - Пятнашка, 08.11.2013, 12:36
 
SumrikДата: Пятнашка, 08.11.2013, 14:24 | Сообщение # 2
Штатный писака "Авторского стиля"
Модератор
Сообщений: 2101
Награды: 41
Репутация: 57
Статус: в реале
Цитата Sasha_Temlein ()
Тексты в таком состоянии медитативного автоматического письма получаются качественные - на уровне лучших ваших возможностей.

Есть такое дело. Только добиться этого... этой... погружения в текст короче очень сложно.

А вообще статья интересная. Радует. что подана, как материал для размышлений, а не как свод жестких правил.


Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
 
Литература, творчество, искусство » О литературе и творчестве » Как мы учились писать » Создание романного текста (с) Диаген
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Вы можете задать вопрос редакции журнала "Авторский стиль":

E-mail отправителя *:
Представьтесь, пожалуйста *:
Из какого Вы города? *:
Вы робот? *:

Введите Ваш вопрос *:

Форум начинающих писателей на сайте литературного журнала "Авторский стиль". Конкурсы, ежегодный литературный марафон.

Творческий союз "Авторский стиль" © 2011-2024. Все права
защищены и охраняются ГК РФ. Копирование материалов
без указания источника или согласия автора запрещено.
Rambler's Top100 Проверка ТИЦ