Мы можем говорить долго, читать много и
в итоге предпринять ничего, если не постараемся выудить из впитываемой
информации необходимый полезный концентрат. На самом деле, суть не в том, чтобы
двадцать лет учиться, а потом, зная мат.часть, написать шедевр. Нет, суть в
поиске — постоянном динамичном поиске своей личной истины среди тонны
информации, которую нам пытаются впихнуть. И прежде всего, как нас учили писать
опорные конспекты в школе, так и мы сейчас должны вычленить самое необходимое и
важное из статьи. Для чего? А как, не зная того, о чем и как уже писали, можно
написать что-то новое, не такое, как у всех остальных? Нечто, качественно
отличающееся от предшественников. И да, будем горды собой: мы собираемся здесь
и сейчас творить литературу. Настоящую, новую современную литературу, не
похожую ни на что, и одинаково интересную абсолютно всем слоям общества:
литературу будущего, построенную на знаниях о прошлом.
Поэтому, в то время, пока редколлегия
будет «циклиться» на типах положительного героя, вы, дорогой читатель,
запоминайте и мотайте на ус все самое подходящее вашей манере написания. И да
создадим шедевр!
ТИПОЛОГИЯ
ПО РОДУ
Самая серьезная и самая всеобъемлющая
классификация несомненно взята из незыблемой основы — родов литературы. Их три,
и, соответственно, раз они объединяют собой все известные жанры, то и герои
внутриродовых жанров могут быть похожими. Но помним: могут. Ведь мы создаем —
свое.
Итак, номер первый — лирический герой: человек по зову
сердца
Его, похоже, разлюбили современные
молодые писатели. Нет, конечно, если учесть и литературу, прародителем которой
были куртуазные романы, то лирический герой все еще живет. Но скажите честно,
не вызывает ли недоверия тип (в человеческом значении, а не в литературном),
который всех любит, не совершает ошибок, не изменяет даме сердца, даже если он
полюбил ее еще в детском саду, а все его естество — это честь, благородство и
патриотизм. Ну? Я бы плевалась на такого героя. Да, несомненно, встретить
подобного красавчика в жизни — райское наслаждение. Но если он рождается на
страницах книги, вряд ли автор может рассчитывать на доверие читателя. Вряд
ли — потому что многие верят в Д. Стилл,
А. Маринину, С. Вилар и Ж. Бенцони. Но если говорить о большинстве, вы бы
поверили идеальному герою?
Драматический
герой — мудрый и думающий
Этот уже ближе. Такому можно поверить,
потому что у него есть проблемы, которые необходимо решать. Или психологическая
травма, или обычный шрам на лице. Этот герой — с загадкой. Он что-то скрывает
не только от читателя, но даже от автора, и, возможно, в самом конце покажет
всем фигу, фигурально, конечно. В общем, драматический герой — это человек из
жизни. Так же может заболеть незнамо чем, начиная от кори, заканчивая
отторжением псевдопатриотического общества, так же может корчить гримасы от
боли или радости. И он независимо фыркнет в сторону лирика, потому что лирик,
по его понятиям, не понимает жизни.
Эпический
герой — умный и расчетливый
Любимец мужчин. У него все проблемы
решаются топором, мечом и кулаками. Причем, без особого разбора в том, кого
бить, кого нет. Он сначала ударяет, а потом узнает, того он ударил, или нет. А
если промазал, то не заботится о том, чтоб попросить прощения, потому что его
сила — мышцы. И часто они велики именно в ущерб интеллекту. Впрочем, эпический
герой не нуждается в интеллекте. Все его цели и желания сводятся к тому, чтоб
победить, а после победы закатить очаровательную пирушку с друзьями-бойцами, и
закадрить хорошенькую официантку, разносящую пиво.
ТИПОЛОГИЯ
ПО ВРЕМЕНИ
Ладно бы, на этом все. Так нет,
литературе всегда мало. Нужно больше, ярче, глубже, потому что читателю всегда
интересно именно то, во что он может поверить. А с течением времени
литературный герой постоянно менялся, менялись основные принципы создания
такого героя и основные методы воздействия на читателя. Потому придется еще раз
начать сначала.
Не зря Античная литература славится мудростью сквозь века. Несмотря на
достаточно скудный список доблестей (храбрость, мужество, долг), этот герой
практически всегда обладал человеческими
качествами и объединял в себе все три литературных типа: лирический, драматический
и эпический. У героя были свои прихоти и цели, которых он мог добиваться не
всегда честным путем, были свои проблемы и свои недостатки. Античный
положительный герой всегда боролся — против судьбы, рока, богов — и всегда
стремился вперед. Он был всегда силен силен физически, да так, что мог
совершать поступки не хуже богов. Не зря у него все получалось, ведь идеалы
общества того времени были такими: если ты мудрый и сильный, у тебя все выйдет.
Античный герой обладал всеми качествами настоящести, он не вызывал недоверия и
был понятен читателю с человеческой точки зрения.
Немного отошли от мудрости потомки, и в Средневековье положительным героем стал
человек с рыцарской доблестью и
вассальной преданностью. Лиричность развилась до куртуазных образов, эпичность
стала основополагающей, а вот драматизм как-то стушевался и сник. Вся эта
кутерьма вылилась в Дона Кихота эпохи Возрождения, когда внешне и внутренне
совершенно положительный персонаж, воплощающий высокое представление о
человеческом призвании, оказался осмеян самим же автором, потому что пороков —
в виде глупости, в основном — оказалось не счесть. Комизм ситуации привел к
четкому разделению понятий.
На смену приходит рациональный, разумный, порой расчетливый персонаж — настоящий герой
классицизма. Он воплощает все хорошее, что может быть в человеке, выступает
моралистом и учителем, мудрецом и умником.
Писатели-классицисты создают идеальные,
однозначно односторонние типы, противопоставляя им полных неудачников, скряг,
жестоких, глупых и невоспитанных людей. Экспериментировали с антуражем,
ситуациями и проблемами, но главным во всем этом буйстве одноликих всегда
оставалось четкое разделение на хороших и — нехороших. Так же и с дальнейшими
течениями сентиментализма и романтизма. Отличие было только в большей нежности
и лиричности чувств, потому что строгий классицизм рано или поздно должен был
поставить сердечных читателей в тупик. Между прочим, с приходом романтизма
рождается сугубо лирический герой, а авторы смело отсекают и эпос, и драму,
оставляя только душевные порывы и стремления, основанные исключительно на
добром сердце.
В XIX веке классико-романтическое
разделение подверглось резкому изменению, ввиду того, что положительные герои
стали приобретать отрицательные черты, и — наоборот. Так зародился реализм, а с ним на основе принципов
античности — герой драматический.
Снова проблемы и страдания, снова все смешивается и в итоге читатель получает человеческого, жизненного, настоящего
персонажа. Вспоминаем, насколько часто мы теперь говорим: «Я не верю в
вашего героя, он не настоящий» или «В этом персонаже нет современной жизни».
Это все нам досталось от реалистического героя. Одно слово — реальный — дает
понять, о чем речь. Как ни странно, но авторы настолько прониклись этим типом,
что на протяжении двух веков все зарождавшиеся течения только улучшали образ
реалистического героя то ли путем символики, то ли авангардными приемами, то ли
футуристической прямолинейностью (о герое футуристическом читайте в выпуске АСа
№1, январь 2012). Реалистический образ постепенно вбирал все лучшее, отсекая
шаблонность и банальность. В него интегрировались все жизненные стороны
характера, а само понятие — реалистичный — со временем превратилось в одну из
оценок получившегося образа.
Но, похоже, публике надоело задумываться
над драмой жизни, и читатель скатывается
к упрощенным эпическим предпочтениям. Теперь в книге важен скорее не герой, а антураж. Сюжетные линии
довольно просты и чаще не запутываются автором в тугой клубок, в образе героя
преобладает сила, а его поступками руководят не мудрость и ум, а расчетливость.
Возможно, это последствия футуризма с его крушением лирических надежд, а
возможно, то самое бесповоротное, когда человечество начинает делиться на две
части: думающую и бездумную.
Осталось выбрать, для какой части писать, и уже сообразно этому выбирать и
компилировать свой литературный тип.
|