Сергей ДЕГТЯРЕВ: «Цена – от двух часов до нескольких лет»
23.07.2012, 15:17
Не знаю, как других, но меня соавторство притягивало с тех пор, как впервые решил что-то написать. С детства люблю работать в паре, поэтому первое предложение о совместном написании принял с энтузиазмом. До сих пор не разочарован, а наоборот, еще больше хочу попробовать написать что-то вместе с разными людьми.
По своей сути соавторство – тяжелая работа, если не стараться понять партнера. При выполнении этого простого условия совместное написание приносит только удовольствие от получившегося результата. Сами посудите: пишется в два раза быстрее, идеи подвергаются адекватной критике уже с самого начала, а сюжет правится и видится со стороны, чего зачастую не хватает, если работать в одиночку. К тому же, многим необходим бета-ридер, которого приходится старательно искать по сайтам, ведь далеко не всегда видно свои ошибки. А соавтор и есть тот самый «первый читатель», что найдет и отметит недочеты, исправит логическую цепочку, поможет открыть новые пути решения писательской головоломки.
Да, согласен, не все могут работать в паре, но ничего кроме взаимного уважения и умения слышать тут не нужно. Главное помнить, что соавтор не хочет «убить» произведение, а желает только добавить качества и убрать шероховатости. Ведь не всегда то, что мы пишем, имеет безупречный вид, и часто похоже на грубую обработку напильником. Для того и нужен второй участник, чтобы помочь навести ювелирный блеск на творении, заставить сиять его новым светом и открыть новые грани. Неоднократно слышал такое мнение, что очень трудно делиться с посторонним своими мыслями и раскрывать карты. Тут, я считаю, нужен правильный выбор человека, с которым собираешься работать. Если желаешь писать фэнтези, то и в соавторы нужно брать того, кто неплохо знаком с этим жанром, а не писателя, для которого конек – детектив. Потому нужно предварительно навести справки, установить контакты, чтобы не было неожиданностей и тем паче скандалов.
А как предотвратить непонимание соавтора и как донести ему свою мысль? Уверен, над этими моментами задумываются многие, кто решается на совместную творческую работу. Тут, прежде всего, нужно уметь в чем-то уступить, но и не отдать бразды правления в руки напарника. Умение лавировать, всегда оставаясь при золотой середине, – тоже необходимо.
Как много всего? Но зато и результат может получиться интересный, качественный и написанный быстрее. Уже потом, при «обкатке» произведения, остается только пожинать плоды совместного труда и придумывать новые проекты, радуясь тому, какой же покладистый попался соавтор.
БЛИЦ-ОПРОС:
– Сергей, сколько соавторов у вас было в общем? – Всего шесть.
– И со сколькими работу удалось довершить? – Со всеми. (смеется)
– Особый метод или просто вы – идеальный соавтор? – Никаких особых методов. Со всеми я находил взаимопонимание и, если нужно было, уступал.
– А как же мужское начало? Неужели так просто уступить? Ведь вы, кажется, и с девушками писали… – С любым человеком, будь то мужчина или женщина, и даже девушка (!), нужно найти взаимопонимание. Нельзя всегда тянуть лямку лидерства на себя, иначе это не соавторство.
– Самый краткий срок соавторской работы? – Однажды мы с соавтором написали рассказ за два часа, и ещe день ушел на редактирование. Правда и размер был небольшой, скорее миниатюра.
– А дольше всего с кем и что писали? – Дольше всего с будущей женой.
– В чем причина? – Обычно мы слишком затягиваем работу, и часто написание превращается в милую беседу. А еще потому, что все тексты взвешиваются по несколько раз, и правка идёт постоянно. К тому же Ханна такой человек, что ей сначала нужно продумать все сцены, прежде чем начать работу над произведением. Зато потом тексты выходят качественными. В общем, мы до сих пор пишем детективную повесть, которую уже, заранее, ждет издательство. Правда, думаю, они долго еще ждать будут…