Средище, 04.12.2024, 03:06
Здрасьте Любопытный
| Регистрация | Подключиться
Хочется высказаться?     
Пора написать в БЛОГ.    
Автрский стиль
литературный журнал & форум


Початимся? :)


Новое в блоге:
Написать в блог

[08.03.2015]
[На злобу дня]

Записки домохозяина

(Комментариев 0)
[02.03.2015]

Интересные наблюдения на тему жизни каждого из нас

(Комментариев 0)
[25.02.2015]
[Личное - лиричное]

Любовь бесчеловечная

(Комментариев 0)
[07.12.2014]
[Работа - заработок]

Авторы, я жду вас.

(Комментариев 1)
[03.08.2014]
[На злобу дня]

Кипит возмущённая блогосфера...

(Комментариев 0)


лит. конкурсы
[20.02.2015]
III Международный конкурс на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия»
[02.07.2014]
Найди себя в шорт-листе «Корнейчуковской премии»!
[21.03.2014]
Шлягер для звезды
[21.03.2014]
Православный причал
[08.10.2013]
Начался прием работ на II Конкурс лучшего произведения для детей «Корнейчуковская премия»



Цитата дня
Творчество — переход небытия в бытие через акт свободы.

(Николай Бердяев)


[ Новые сообщения · Жители Матрицы · Правила сайта · Найти · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: TihonovBOSS  
Курс сочинения сонета
geberДата: Четвержище, 28.06.2012, 15:18 | Сообщение # 1
Заинтересованный
Проверенный
Сообщений: 45
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: в реале


Здравствуйте, мои дорогие курсанты! Ну а как же? Курсы есть, а курсантов нет? Непорядок!

Ну да ладно.Не будем много болтать, а почти сразу возьмемся за дело.
Про сонет я не буду рассказывать много, кому интересно, может прочитать вот здесь: http://www.forum.svetkidoma.net/showthread.php?p=11840 Моя задача - донести все это до вас максимально доступно, показывая сложение сонета буквально на пальцах.

Во-первых, сонет слагается в основном пятистопным ямбом. Рассмотрим, что же такое ямб, чем он отличается от хорея и почему он пятистопный.

Чтобы не уподобляться Онегину, про которого Пушкин сказал, что « Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», разбираем слово ЯМБ.

Ямб и хорей - двухсложные стихотворные стопы. Что это означает? Это значит, что у них стихотворная строка состоит из повторяющихся ударных и безударных слогов. И если ударение в паре слогов падает на первый слог - это ХОРЕЙ, а если на второй - ЯМБ. Рассмотрим на примере:

Мой-дЯ-дя -сА-мых -чеЕст-ных -прА-вил, пишем цифрами-безударный - ударный.
0-----1—0----1----0-----1---0--------1----0
В итоге получается, что ударение падает на каждый второй слог - это ЯМБ, и таких ударных слогов четыре (можете проверить), это -ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ.
Переходим к ХОРЕЮ.
Пример:

бУ-ря - мглО-ю-нЕ-бо-крО-ет,

Здесь также двухсложные стопы, но ударение падает на первый слог, значит это хорей. 1---0----1----0----1----0----1----0. Таких ударений в строке четыре, значит это четырехстопный хорей.

Получается, что если стихотворная строка состоит из чередующихся ударных и безударных слогов, то это или ямб, или хорей. (Потому что трехсложные, четырехсложные стопы называются по другому. Но мы сейчас не будем в это влезать.) И если ударение в этой паре слогов падает на каждый первый слог- это явно хорей, а если ударение падает на каждый второй слог- это ямб.

Дошли до пятистопного ямба. Или шестистопного, который тоже вполне может применяться в сонете. Смотрим пятистопный ямб:

Вес-нА -и-дЁт.- О-наА-по-Ёт,- жур-чИт, 0-1-0-1-0-1-0-1-0-1

Пять стоп, то есть пар слогов, и ударение падает на каждый второй слог пять раз. Не сомневаемся - это пятистопный ямб.

Я думаю, разобрались! Ничего сложного.
Едем дальше...

Сонет - это стихотворение из 14 (четырнадцати)строк. Это классика. Есть, конечно, отклонения, но это потом, когда вникнем в суть дела. Делаем все классически.

Итак 14 строк. Два четверостишия и два трехстишия из пятистопного ямба, не забываем. Или три четверостишия и дистих.
И вот тут нас подстерегает закавыка. Рифмуются все эти четверостишия и трехстишия особым образом, который, в некотором смысле тоже является классическим. Опять же есть варианты, но это для продвинутых. Смотрим только классику.

Строфы в разных сонетах рифмуются в таком порядке::
Итальянский - abab abab cdc dcd (или cde cde)
Французский - abba abba ccd eed
Английский - abab cdcd efef gg

Все варианты мы не будем разбирать, здесь важен только принцип, остальное приложится.
Итак. Итальянская форма сонета.
Каждая буква означает рифму. Непонятно. Я знаю.
Смотрим на примере сонета И.Бехера:

Ты думал, что классический сонет - эту рифму обозначим «A»

Стар, обветшал, и отдых им заслужен,- эту рифму обозначим «B»

Блеск новых форм и новый стих нам нужен,- тогда эта рифма тоже «В»

А в старой форме больше проку нет.- а эта-«А»

Вот вам и abba И далее:

Ты новых форм искал себе, поэт-----А

Таких, чтоб с ними новый век был дружен.---В

В сонете, в самой чистой из жемчужин.-----В

Не видел ты неугасимый свет.------А

Группа «А»- Сонет-Нет-Поэт -Свет.
Группа «В» - Заслужен -Нужен -Дружен - Жемчужин.
Две группы рифм, которые чередуются в указанном порядке -АВВА и еще раз АВВА Надеюсь, это понятно? В обоих четверостишиях могут быть только две группы рифм, и не иначе.

Закрепляем материал. Смотрим еще один сонет и группируем по буквам:

Сонета не хули, насмешливый зоил!

Он некогда пленил великого Шекспира,

Служил Петрарке он, как жалобная лира,

И Тасс окованный им душу облегчил.

Свое изгнание Камоэнс сократил,

Воспев в сонетах мощь любовного кумира.

Для Данте он звучал торжественнее клира,

И миртами чело поэта он увил.

Зоил-облегчил-сократил-увил -группа А
Шекспира-лира-кумира-клира - группа В

А
В
В
А

А
В
В
А

И не забывайте: пятистопный ямб.

Переходим к терцинам, или трехстишиям.

Порядок рифмовки у них такой: CDC DCD
Что это значит? Это значит, что в трехстишиях используются рифмы, не имеющие ни малейшего отношения к рифмам групп А и В. Смотрим на примере сонета:
Пусть душит жизнь, но мне не душно.
Достигнута последняя ступень.
И, если смерть придет, за ней послушно

Пойду в ее безгорестную тень:-
Так осенью, светло и равнодушно,
На бледном небе умирает день.

Примем, что рифма- Душно-послушно-равнодушно - это группа С.
Тогда рифма - Ступень -тень - день -группа D
Что у нас получается?

C
D
C

D
C
D

Условие выполнено.

Хочется сказать еще вот о чем. Сонет — мир в миниатюре, поэта занимают кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности). Вместе с тем, размышление всегда предельно эмоционально, образ мира выстрадан поэтом. И здесь не подходят вирши о чем-то скучном, повседневно, грязном. Так что дерзайте. Удачи всем!
Прикрепления: 6904356.jpg (113.3 Kb)
 
FlygeДата: Четвержище, 28.06.2012, 15:33 | Сообщение # 2
Мэр
Проверенный
Сообщений: 518
Награды: 5
Репутация: 11
Статус: в реале
Quote (geber)
чеЕст-ных

Quote (geber)
О-наА-по-Ёт

Повторы букв
Quote (geber)
Потому что трехсложные, четырехсложные стопы называются по другому. Но мы сейчас не будем в это влезать.

Почему ж? Для этой статьи только в плюс, сделайте её комплексной и насыщенной информацией)
Quote (geber)
Сонет - это стихотворение из 14 (четырнадцати)строк. Это классика. Есть, конечно, отклонения, но это потом, когда вникнем в суть дела. Делаем все классически.

И опять, почему не затронуть неклассическое?

Статья мне понравилось в общем. Минусы и пожелания уже написал, хоть я и не поэт, кстати, оформление бы подредактировать - уложить более компактно, ударные гласные заменить на такие: а́ . Подробнее:


Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом,
Способно слово, изменяя лад.
И продолжают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чертят.


Сообщение отредактировал Flyge - Четвержище, 28.06.2012, 15:33
 
adrielhannaДата: Четвержище, 28.06.2012, 15:58 | Сообщение # 3
Hannoooooogle
Администратор
Сообщений: 7605
Награды: 110
Репутация: 99
Статус: в реале
geber, а источник статьи?



И спросит Бог:
— Никем не ставший,
Зачем ты жил? Что смех твой значит?
— Я утешал рабов уставших, — отвечу я.
И Бог заплачет.
(Игорь Губерман)


 
geberДата: Четвержище, 28.06.2012, 16:50 | Сообщение # 4
Заинтересованный
Проверенный
Сообщений: 45
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: в реале
Quote (adrielhanna)
geber, а источник статьи?


Источник-это я! biggrin
 
geberДата: Четвержище, 28.06.2012, 17:01 | Сообщение # 5
Заинтересованный
Проверенный
Сообщений: 45
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: в реале
Quote (Flyge)
Почему ж? Для этой статьи только в плюс, сделайте её комплексной и насыщенной информацией)


Понимаете, статья именно написана для "чайников". Чтобы любой начинающий поэт мог понять сам принцип построения сонета. А уж если он захочет продвигаться дальше -так весь Интернет к его услугам. Но он уже не будет бояться НАЧАТЬ. А статей о сонете очень много, но очень уж непонятно написанных. Я же ставил своей целью написать ПОНЯТНУЮ статью. И дополнять не собираюсь.
 
adrielhannaДата: Четвержище, 28.06.2012, 18:36 | Сообщение # 6
Hannoooooogle
Администратор
Сообщений: 7605
Награды: 110
Репутация: 99
Статус: в реале
Quote (geber)
Источник-это я!

раз вы, тогда почитаю)))))




И спросит Бог:
— Никем не ставший,
Зачем ты жил? Что смех твой значит?
— Я утешал рабов уставших, — отвечу я.
И Бог заплачет.
(Игорь Губерман)


 
FlygeДата: Четвержище, 28.06.2012, 19:30 | Сообщение # 7
Мэр
Проверенный
Сообщений: 518
Награды: 5
Репутация: 11
Статус: в реале
geber, как хотите biggrin

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом,
Способно слово, изменяя лад.
И продолжают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чертят.
 
Olga_GusevaДата: Воскресенье, 21.10.2012, 14:39 | Сообщение # 8
Заинтересованный
Пользователь
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: в реале
Не знаю, в тему или нет,
но вот вам мой почти сонет)

***********************
А между нами – коромыслом пыль
От частых ссор и споров безнадежных.
И нам любить в моменты эти сложно…
Мы разбегаемся - я в ванну, ты «в бутыль».

Бурлит вода, вино… и нервный срыв
Нам на двоих сегодня обеспечен.
Любовь до гроба? Пережить бы вечер,
Уже друг друга в мыслях придушив…

Но во спасенье нам, шальная ночь
Шепнет лукаво: «ждет вас койка-пристань».
Как будто не было тех ссор, и я не прочь,

Когда кошмар сей нами перелистан,
Саму себя в желаньях превозмочь…
ты будешь пьян, а я... до хруста, чистой.


 
АнидаДата: Воскресенье, 21.10.2012, 16:51 | Сообщение # 9
Реформатор
Проверенный
Сообщений: 469
Награды: 10
Репутация: 8
Статус: в реале
Olga_Guseva,
Да, похоже!

А между нами – коромыслом пыль5 ямб--------------А
0—1---0—1-(0----0)0-1---0----1
От частых ссор и споров безнадежных.5 ямб--------В
0----1—0----1---0---1-(0---0)---0-1---0
И нам любить в моменты эти сложно…5 ямб----------В
0—1---0---1------0---1—0-1-0---1---0
Мы разбегаемся - я в ванну, ты «в бутыль».6 ямб---А
-(0—0)--0-1(0-0)--0---1----0---1------0-1

Бурлит вода, вино… и нервный срыв5 ямб-----------С
-0---1---0—1—0—1—0—1----0-----1
Нам на двоих сегодня обеспечен.5 ямб---------------Д
(0---0)----01---0-1—(00)-0-1-0
Любовь до гроба? Пережить бы вечер,5 ямб---------Д
-0—1----0----1-(0---0)0--1-----0—1-0
Уже друг друга в мыслях придушив…5 ямб---------- С
0—1---0----1-0-----1—(0----0)-0--1

Но во спасенье нам, шальная ночь5 ямб---------------Е
(0—0)---0-1—0---1-----0----10--1
Шепнет лукаво: «ждет вас койка-пристань».5 ямб---И
--0---1---0—1-0------1---0----1—0----1--0
Как будто не было тех ссор, и я не прочь,6 ямб-------Е
--0---1—0—1—(00)—0----1---0-1—0---1

Когда кошмар сей нами перелистан,5 ямб-------------И
-0---1—0----1—0----1-(0-0)-0—1--0
Саму себя в желаньях превозмочь…5 ямб--------------Е
-0—1—0-1----0—1—(0----0)-0--1
ты будешь пьян, а я... до хруста, чистой.5 ямб-------И
-0—1—0-----1----0—1---0----1—0—1---0

Quote (geber)

Строфы в разных сонетах рифмуются в таком порядке::
Итальянский - abab abab cdc dcd (или cde cde)
Французский - abba abba ccd eed
Английский - abab cdcd efef gg

Наш в "отклонениях" - АББА СДДС ЕИЕ ИЕИ

Quote (geber)

Дошли до пятистопного ямба. Или шестистопного, который тоже вполне может применяться в сонете.

Из статьи следует, что сонеты могут быть как пятистопные , так и шестистопные.
Означает ли это, что они могут сочетаться в одном произведении, как у Olga_Guseva?
 
geberДата: Субботтаж, 27.10.2012, 15:43 | Сообщение # 10
Заинтересованный
Проверенный
Сообщений: 45
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: в реале
В классическом - определенно НЕТ!
 
TERNOXДата: Воскресенье, 28.10.2012, 15:51 | Сообщение # 11
Приобщенный
Проверенный
Сообщений: 54
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: в реале
Странно, но я никогда не пользовался никакими правилами при написании стихотворений. Я на слух воспринимаю "лёгкость" чтения строк и соответствия рифм.

 
АнидаДата: Понеделка, 29.10.2012, 11:57 | Сообщение # 12
Реформатор
Проверенный
Сообщений: 469
Награды: 10
Репутация: 8
Статус: в реале
Quote (geber)
В классическом - определенно НЕТ!

Понятно.
А если не стремиться к классическим сонетам, как TERNOX слушать стихи на легкость, возможно увеличение количества стоп или изменение окончаний(увеличение на половину стопы)? Что там по теории стихосложения? Пишите дальше... Пожалуйста, если вам захочется. Я бы почитала немудреный курс для "чайников".
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Вы можете задать вопрос редакции журнала "Авторский стиль":

E-mail отправителя *:
Представьтесь, пожалуйста *:
Из какого Вы города? *:
Вы робот? *:

Введите Ваш вопрос *:

Форум начинающих писателей на сайте литературного журнала "Авторский стиль". Конкурсы, ежегодный литературный марафон.

Творческий союз "Авторский стиль" © 2011-2024. Все права
защищены и охраняются ГК РФ. Копирование материалов
без указания источника или согласия автора запрещено.
Rambler's Top100 Проверка ТИЦ