Цитата дня |
Творчество — переход небытия в бытие через акт свободы.
(Николай Бердяев) |
|
|
Курс сочинения сонета
|
|
geber | Дата: Четвержище, 28.06.2012, 15:18 | Сообщение # 1 |
Заинтересованный
Проверенный
Сообщений: 45
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: в реале
|
Здравствуйте, мои дорогие курсанты! Ну а как же? Курсы есть, а курсантов нет? Непорядок!
Ну да ладно.Не будем много болтать, а почти сразу возьмемся за дело. Про сонет я не буду рассказывать много, кому интересно, может прочитать вот здесь: http://www.forum.svetkidoma.net/showthread.php?p=11840 Моя задача - донести все это до вас максимально доступно, показывая сложение сонета буквально на пальцах.
Во-первых, сонет слагается в основном пятистопным ямбом. Рассмотрим, что же такое ямб, чем он отличается от хорея и почему он пятистопный.
Чтобы не уподобляться Онегину, про которого Пушкин сказал, что « Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», разбираем слово ЯМБ.
Ямб и хорей - двухсложные стихотворные стопы. Что это означает? Это значит, что у них стихотворная строка состоит из повторяющихся ударных и безударных слогов. И если ударение в паре слогов падает на первый слог - это ХОРЕЙ, а если на второй - ЯМБ. Рассмотрим на примере:
Мой-дЯ-дя -сА-мых -чеЕст-ных -прА-вил, пишем цифрами-безударный - ударный. 0-----1—0----1----0-----1---0--------1----0 В итоге получается, что ударение падает на каждый второй слог - это ЯМБ, и таких ударных слогов четыре (можете проверить), это -ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ. Переходим к ХОРЕЮ. Пример: бУ-ря - мглО-ю-нЕ-бо-крО-ет,
Здесь также двухсложные стопы, но ударение падает на первый слог, значит это хорей. 1---0----1----0----1----0----1----0. Таких ударений в строке четыре, значит это четырехстопный хорей.
Получается, что если стихотворная строка состоит из чередующихся ударных и безударных слогов, то это или ямб, или хорей. (Потому что трехсложные, четырехсложные стопы называются по другому. Но мы сейчас не будем в это влезать.) И если ударение в этой паре слогов падает на каждый первый слог- это явно хорей, а если ударение падает на каждый второй слог- это ямб.
Дошли до пятистопного ямба. Или шестистопного, который тоже вполне может применяться в сонете. Смотрим пятистопный ямб: Вес-нА -и-дЁт.- О-наА-по-Ёт,- жур-чИт, 0-1-0-1-0-1-0-1-0-1
Пять стоп, то есть пар слогов, и ударение падает на каждый второй слог пять раз. Не сомневаемся - это пятистопный ямб.
Я думаю, разобрались! Ничего сложного. Едем дальше...
Сонет - это стихотворение из 14 (четырнадцати)строк. Это классика. Есть, конечно, отклонения, но это потом, когда вникнем в суть дела. Делаем все классически.
Итак 14 строк. Два четверостишия и два трехстишия из пятистопного ямба, не забываем. Или три четверостишия и дистих. И вот тут нас подстерегает закавыка. Рифмуются все эти четверостишия и трехстишия особым образом, который, в некотором смысле тоже является классическим. Опять же есть варианты, но это для продвинутых. Смотрим только классику.
Строфы в разных сонетах рифмуются в таком порядке:: Итальянский - abab abab cdc dcd (или cde cde) Французский - abba abba ccd eed Английский - abab cdcd efef gg
Все варианты мы не будем разбирать, здесь важен только принцип, остальное приложится. Итак. Итальянская форма сонета. Каждая буква означает рифму. Непонятно. Я знаю. Смотрим на примере сонета И.Бехера:
Ты думал, что классический сонет - эту рифму обозначим «A»
Стар, обветшал, и отдых им заслужен,- эту рифму обозначим «B»
Блеск новых форм и новый стих нам нужен,- тогда эта рифма тоже «В»
А в старой форме больше проку нет.- а эта-«А»
Вот вам и abba И далее:
Ты новых форм искал себе, поэт-----А
Таких, чтоб с ними новый век был дружен.---В
В сонете, в самой чистой из жемчужин.-----В
Не видел ты неугасимый свет.------А
Группа «А»- Сонет-Нет-Поэт -Свет. Группа «В» - Заслужен -Нужен -Дружен - Жемчужин. Две группы рифм, которые чередуются в указанном порядке -АВВА и еще раз АВВА Надеюсь, это понятно? В обоих четверостишиях могут быть только две группы рифм, и не иначе.
Закрепляем материал. Смотрим еще один сонет и группируем по буквам:
Сонета не хули, насмешливый зоил!
Он некогда пленил великого Шекспира,
Служил Петрарке он, как жалобная лира,
И Тасс окованный им душу облегчил.
Свое изгнание Камоэнс сократил,
Воспев в сонетах мощь любовного кумира.
Для Данте он звучал торжественнее клира,
И миртами чело поэта он увил.
Зоил-облегчил-сократил-увил -группа А Шекспира-лира-кумира-клира - группа В
А В В А
А В В А
И не забывайте: пятистопный ямб.
Переходим к терцинам, или трехстишиям.
Порядок рифмовки у них такой: CDC DCD Что это значит? Это значит, что в трехстишиях используются рифмы, не имеющие ни малейшего отношения к рифмам групп А и В. Смотрим на примере сонета: Пусть душит жизнь, но мне не душно. Достигнута последняя ступень. И, если смерть придет, за ней послушно
Пойду в ее безгорестную тень:- Так осенью, светло и равнодушно, На бледном небе умирает день.
Примем, что рифма- Душно-послушно-равнодушно - это группа С. Тогда рифма - Ступень -тень - день -группа D Что у нас получается?
C D C
D C D
Условие выполнено.
Хочется сказать еще вот о чем. Сонет — мир в миниатюре, поэта занимают кардинальные проблемы человеческого бытия (жизнь и смерть, любовь и творчество, самопознание и постижение законов окружающей действительности). Вместе с тем, размышление всегда предельно эмоционально, образ мира выстрадан поэтом. И здесь не подходят вирши о чем-то скучном, повседневно, грязном. Так что дерзайте. Удачи всем!
|
|
| |
Flyge | Дата: Четвержище, 28.06.2012, 15:33 | Сообщение # 2 |
Мэр
Проверенный
Сообщений: 518
Награды: 5
Репутация: 11
Статус: в реале
| Повторы букв Quote (geber) Потому что трехсложные, четырехсложные стопы называются по другому. Но мы сейчас не будем в это влезать. Почему ж? Для этой статьи только в плюс, сделайте её комплексной и насыщенной информацией) Quote (geber) Сонет - это стихотворение из 14 (четырнадцати)строк. Это классика. Есть, конечно, отклонения, но это потом, когда вникнем в суть дела. Делаем все классически. И опять, почему не затронуть неклассическое?
Статья мне понравилось в общем. Минусы и пожелания уже написал, хоть я и не поэт, кстати, оформление бы подредактировать - уложить более компактно, ударные гласные заменить на такие: а́ . Подробнее:
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом, Способно слово, изменяя лад. И продолжают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чертят.
Сообщение отредактировал Flyge - Четвержище, 28.06.2012, 15:33 |
|
| |
adrielhanna | Дата: Четвержище, 28.06.2012, 15:58 | Сообщение # 3 |
Hannoooooogle
Администратор
Сообщений: 7605
Награды: 110
Репутация: 99
Статус: в реале
| geber, а источник статьи?
И спросит Бог: — Никем не ставший, Зачем ты жил? Что смех твой значит? — Я утешал рабов уставших, — отвечу я. И Бог заплачет. (Игорь Губерман)
|
|
| |
geber | Дата: Четвержище, 28.06.2012, 16:50 | Сообщение # 4 |
Заинтересованный
Проверенный
Сообщений: 45
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: в реале
| Quote (adrielhanna) geber, а источник статьи?
Источник-это я!
|
|
| |
geber | Дата: Четвержище, 28.06.2012, 17:01 | Сообщение # 5 |
Заинтересованный
Проверенный
Сообщений: 45
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: в реале
| Quote (Flyge) Почему ж? Для этой статьи только в плюс, сделайте её комплексной и насыщенной информацией)
Понимаете, статья именно написана для "чайников". Чтобы любой начинающий поэт мог понять сам принцип построения сонета. А уж если он захочет продвигаться дальше -так весь Интернет к его услугам. Но он уже не будет бояться НАЧАТЬ. А статей о сонете очень много, но очень уж непонятно написанных. Я же ставил своей целью написать ПОНЯТНУЮ статью. И дополнять не собираюсь.
|
|
| |
adrielhanna | Дата: Четвержище, 28.06.2012, 18:36 | Сообщение # 6 |
Hannoooooogle
Администратор
Сообщений: 7605
Награды: 110
Репутация: 99
Статус: в реале
| Quote (geber) Источник-это я! раз вы, тогда почитаю)))))
И спросит Бог: — Никем не ставший, Зачем ты жил? Что смех твой значит? — Я утешал рабов уставших, — отвечу я. И Бог заплачет. (Игорь Губерман)
|
|
| |
Flyge | Дата: Четвержище, 28.06.2012, 19:30 | Сообщение # 7 |
Мэр
Проверенный
Сообщений: 518
Награды: 5
Репутация: 11
Статус: в реале
| geber, как хотите
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом, Способно слово, изменяя лад. И продолжают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чертят.
|
|
| |
Olga_Guseva | Дата: Воскресенье, 21.10.2012, 14:39 | Сообщение # 8 |
Заинтересованный
Пользователь
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: в реале
| Не знаю, в тему или нет, но вот вам мой почти сонет)
*********************** А между нами – коромыслом пыль От частых ссор и споров безнадежных. И нам любить в моменты эти сложно… Мы разбегаемся - я в ванну, ты «в бутыль».
Бурлит вода, вино… и нервный срыв Нам на двоих сегодня обеспечен. Любовь до гроба? Пережить бы вечер, Уже друг друга в мыслях придушив…
Но во спасенье нам, шальная ночь Шепнет лукаво: «ждет вас койка-пристань». Как будто не было тех ссор, и я не прочь,
Когда кошмар сей нами перелистан, Саму себя в желаньях превозмочь… ты будешь пьян, а я... до хруста, чистой.
|
|
| |
Анида | Дата: Воскресенье, 21.10.2012, 16:51 | Сообщение # 9 |
Реформатор
Проверенный
Сообщений: 469
Награды: 10
Репутация: 8
Статус: в реале
| Olga_Guseva, Да, похоже!
А между нами – коромыслом пыль5 ямб--------------А 0—1---0—1-(0----0)0-1---0----1 От частых ссор и споров безнадежных.5 ямб--------В 0----1—0----1---0---1-(0---0)---0-1---0 И нам любить в моменты эти сложно…5 ямб----------В 0—1---0---1------0---1—0-1-0---1---0 Мы разбегаемся - я в ванну, ты «в бутыль».6 ямб---А -(0—0)--0-1(0-0)--0---1----0---1------0-1
Бурлит вода, вино… и нервный срыв5 ямб-----------С -0---1---0—1—0—1—0—1----0-----1 Нам на двоих сегодня обеспечен.5 ямб---------------Д (0---0)----01---0-1—(00)-0-1-0 Любовь до гроба? Пережить бы вечер,5 ямб---------Д -0—1----0----1-(0---0)0--1-----0—1-0 Уже друг друга в мыслях придушив…5 ямб---------- С 0—1---0----1-0-----1—(0----0)-0--1
Но во спасенье нам, шальная ночь5 ямб---------------Е (0—0)---0-1—0---1-----0----10--1 Шепнет лукаво: «ждет вас койка-пристань».5 ямб---И --0---1---0—1-0------1---0----1—0----1--0 Как будто не было тех ссор, и я не прочь,6 ямб-------Е --0---1—0—1—(00)—0----1---0-1—0---1
Когда кошмар сей нами перелистан,5 ямб-------------И -0---1—0----1—0----1-(0-0)-0—1--0 Саму себя в желаньях превозмочь…5 ямб--------------Е -0—1—0-1----0—1—(0----0)-0--1 ты будешь пьян, а я... до хруста, чистой.5 ямб-------И -0—1—0-----1----0—1---0----1—0—1---0
Quote (geber) Строфы в разных сонетах рифмуются в таком порядке:: Итальянский - abab abab cdc dcd (или cde cde) Французский - abba abba ccd eed Английский - abab cdcd efef gg Наш в "отклонениях" - АББА СДДС ЕИЕ ИЕИ
Quote (geber) Дошли до пятистопного ямба. Или шестистопного, который тоже вполне может применяться в сонете. Из статьи следует, что сонеты могут быть как пятистопные , так и шестистопные. Означает ли это, что они могут сочетаться в одном произведении, как у Olga_Guseva?
|
|
| |
geber | Дата: Субботтаж, 27.10.2012, 15:43 | Сообщение # 10 |
Заинтересованный
Проверенный
Сообщений: 45
Награды: 1
Репутация: 4
Статус: в реале
| В классическом - определенно НЕТ!
|
|
| |
TERNOX | Дата: Воскресенье, 28.10.2012, 15:51 | Сообщение # 11 |
Приобщенный
Проверенный
Сообщений: 54
Награды: 1
Репутация: 0
Статус: в реале
| Странно, но я никогда не пользовался никакими правилами при написании стихотворений. Я на слух воспринимаю "лёгкость" чтения строк и соответствия рифм.
|
|
| |
Анида | Дата: Понеделка, 29.10.2012, 11:57 | Сообщение # 12 |
Реформатор
Проверенный
Сообщений: 469
Награды: 10
Репутация: 8
Статус: в реале
| Quote (geber) В классическом - определенно НЕТ! Понятно. А если не стремиться к классическим сонетам, как TERNOX слушать стихи на легкость, возможно увеличение количества стоп или изменение окончаний(увеличение на половину стопы)? Что там по теории стихосложения? Пишите дальше... Пожалуйста, если вам захочется. Я бы почитала немудреный курс для "чайников".
|
|
| |
|