Синтаксические ошибки. Виды простых предложений. 1.Определенно-личные предложения – придают речи лаконизм, динамичность. Стою один среди долины голой. 2.Двусоставные предложения – подчеркивают значение первого и второго лица, как носителя действия. Ты живешь в огромном доме; используются для выражения побуждения с оттенком увещевания. Вы не торопитесь, я подожду. 3.Неопределенно-личные предложения – подчеркивают действие, акцентирует внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план. Сообщают из Киева… Такие предложения употребляются в разговорной речи или художественной речи, придавая ей живые интонации. А в комнате метут и убирают. 4.Обобщенно-личные предложения – имеют экспрессивную окраску, афористичность и яркость таких высказывания ставит их в один ряд высокохудожественных произведений-миниатюр русского фольклора. Перед смертью не надышишься; такие предложения указывают на действие, которое может относится к любому лицу. Льет дождь. Все спят. 5.Безличные предложения – самая разнообразная группа, которые типичны как для разговорной речи (Хочется есть. Морозит), так имеют лирическую и эмоциональную окраску (И скучно, и грустно, и некому руку подать) 6.Инфинитивные предложения – предоставляют возможности для эмоционального и афористичного выражения мысли: Чему быть того не миновать. От судьбы не уйдешь. А также такая конструкция приемлема для лозунгов: Работать без брака. 7.Номинативные предложения – это предложения – описания, в них заложены большие изобразительные способности; предложения статичны, даже есть отглагольные существительные. Золото холодное луны. Также такие предложения – средства лаконичных и образных описаний обобщающего характера: Тайга, рассеченная бетонными трасами. 8.Неполные предложения – образуют диалогические единства, создаются в процессе общения: - Когда ты придешь? – Завтра. 9.Эллиптические предложения – выступают как сильное средство эмоциональности речи. Основная сфера их применения – разговорная речь. Игорь взвизгнул не хуже любого чеченца. 10.Предложения с пропуском слов, не представляющих ценности в информативном отношении, получили большое распространение и в газетном языке: К вашему столу. Только для женщин. В таких предложения обозначены лишь целевые слова данного высказывания, все остальные восполняются текстом, речевой ситуацией. Построение предложения. Согласуемые слова - Стержневые слова - Управляемые слова Актуальное членение предложения, функциональная перспектива предложения, лингвистический термин, означающий членение предложения, исходящее из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации. При Актуальное членение предложения выделяются то, что считается известным или может быть легко понято (исходная точка, основа, тема), то, что сообщается об исходной точке высказывания (ядро, рема), и элементы перехода, например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)». Актуальное членение предложения противопоставляется формальному членению предложения на грамматические элементы. Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае - субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» - если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» - если услышали шаги. Актуальное членение предложения выражается порядком слов, интонацией и др. средствами. Тема, исходная часть предложения, одно из двух основных понятий актуального членения предложения, при котором предложение делится в речи по смыслу на исходную часть, данное и то, что говорится о ней, - новое (см. Рема). Тема (исходная часть предложения) часто совпадает с подлежащим. Рема (от греч. rhema — слово, изречение, буквально— сказанное), в теории актуального членения предложения один из двух основных компонентов высказывания (ср. Тема). Рема, или ядро, — то новое, что сообщается в предложении, один из его смысловых центров, например «Жену он себе выбрал / х о р о ш у ю». Выделение Рема осуществляется посредством порядка слов, в некоторых языках (славянских, герм и др.) — интонацией, во многих языках — особыми синтаксическими конструкциями (франц. c"est... qui/que...) или морфологическими средствами. В русском языке Рема помещается обычно в конце фразы. Виды порядка слов в словосочетании. 1. Существительное + прилагательное (подлежащее + определение) Стандартно используется связь, когда прилагательное препозитивно: хороший человек, веселая прогулка. Когда прилагательное постпозитивно и несет основную смысловую нагрузку: человек сильный и решительный. 2. Существительное + существительное (подлежащее + дополнение) Стандартно используется связь, когда существительное постпозитивно: путь к победе, прогулка при луне. Препозитивная позиция возможна, когда зависимая форма существительного в родительном падеже, указывающая на внешний вид, цвет и другие свойства предмета, выступает всегда в сочетании с прилагательным: На голове была надета высокая, с плоским верхом папаха… Такая форма часто оказывается в ряду однородных определяющих членов: Лукавый, изменчивый, непроницаемый, тонкого ума, легкого очарования и большого упрямства человек. Такая форма часто имеет разговорную окраску: Стоял раз полк в первой линии. Или поэтическую окраску, когда логическое ударение все же ставится на стержневое существительное: Затягивает тина морская белых ночей решето. 3. Наречие – прилагательное (обстоятельство - определение) Стандартно используется постпозитивная позиция: очень добрый, смертельно бледный. Такое же положение занимает и существительное, указывающее на качественный признак прилагательного: на редкость терпеливый. Препозитивная позиция: Старик с черной с проседью бородой. 4. Числительные + существительные Важное смысловое значение в сочетаниях количественных числительных с существительным имеет порядок слов: Я три тарелки съел. 5. Глагол + существительное (сказуемое + дополнение) Стандартно используется постпозитивная позиция: люблю грозу, подошел к окну. Возможна и препозиция существительного, если оно указывает на качество или способ действия: Быстрыми шагами она шла к дому. 6. Глагол + несколько существительных Постпозиция, если существительные со значением адресата или обстоятельственным, орудийным действием: взял в шкафу бумагу, открыл ключом дверь. 7. Глагол + наречие Здесь порядок слов зависит от смыслового членения. Наречия постпозитивны, если на них приходится основная смысловая нагрузка: Костер горел жарко. Встретились приятельски. Препозитивно: Издалека доносилась песня. Быстро сохнет трава.. Разговорную окраску имеют словосочетания в которых наречие следует за глаголом, но интонационный центр сохраняется на глаголе: Того Степан никогда не мог понять хорошенько. Порядок слов в предложении. 1. Несколько определений связанных сочинительной связью занимающих одинаковые синтаксические позиции: По широкой большой бесшоссейной дороге шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. Ближе к существительным ставятся прилагательные, называющее и более важный признак. 2. Употребление детерминативов – второстепенных членов, формально не связанных с другими словами в предложении, характеризующихся некоторой независимостью функционирования и относящихся ко всему предложению в целом: К вечеру метель усилилась. Ночью над рекой опустился туман. В качестве детерминативов обычно выступают обстоятельства и дополнения которые, однако, не зависят от глагола-сказуемого, а относятся ко всему предложению. Детерминирующие члены предложения обычно препозитивны. 3. Употребление инфинитива, который всегда постпозитивен: Саша…покраснела, готовая заплакать. Я хотел бы жить и умереть в Париже. Препозитивное употребление инфинитива дает разговорную окраску: Куплю, куплю, только ты плакать-то перестать. Речевые ошибки в строении простого предложения. 1. Неоправданная инверсия. Неправильно: Просторные лоджии обрамляют экраны из армированного стекла Правильно: Экраны из армированного стекла обрамляют просторные лоджии 2. Небрежность в изложении мысли Неправильно: Полувагоны выделены из общей массы, отдельно по ним расчеты и анализ ведутся. Правильно: Полувагоны выделаны из общей массы; анализ и расчеты по ним ведутся отдельно. 3. Неуместный комизм. Неправильно: В магазин поступили коляски для детей различных расцветок. Детский комбинат принимает детей после капитального ремонта. 4. Немотивированный пропуск, нарушающий структуру предложения Неправильно: В редакцию пришло письмо от гражданки Логиновой, в котором сообщала о неудовлетворенной работе заведующего магазином. Стилистическая правка в этом случае требует употребления подлежащего в придаточной части сложноподчиненного предложения (…она сообщала) 5. Неудачное тема-рематическое членение высказывания Неправильно: Производство черных металлов требует значительного увеличения заготовки металлического лома, ибо около половины всего объема стали выплавляется из металлического лома. Правильно: Увеличение сбора металлического лома очень важно для производства черных металлов: ведь половина всей стали выплавляется из лома. 6. Смешение словоформ. Неправильно: Прежде чем попасть в главный цех на ремонтный пост, машину пропустят сквозь автоматическую моечную линию. Правильно: Прежде чем машина попадет в главный цех на ремонтный пост, ее пропускают через автоматическую моечную линию. 7. Незавершенность синтаксических конструкций. Неправильно: Только за последнее время принятые законы об охране здоровья, укрепили семьи, землеустройстве, водопользовании, по усилению борьбу с преступностью. Стилистическая правка заключается в замене полного причастия кратким:…приняты законы. Проработка книги Голуб. Добавлено (13.03.2011, 22:57) --------------------------------------------- * * * Cтилистико-синтаксические ошибки Источник: http://www.classes.ru/grammar/124.rus-grammar/html/err_stylsynt.htm# Нарушение связи между членами простого предложения Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Примеры ошибок: Выставка-просмотр открыт ежедневно. Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно. Несколько ребят вышли из леса. Правильно: Несколько ребят вышло из леса. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказали огромное влияние на мировоззрение Павла. Правильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказала огромное влияние на мировоззрение Павла. Падежное несогласование имен. Пример: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской. Правильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской. Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии (НЕ Англия, Франция, Италия!) Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. Правильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям. Общее зависимое слово при однородных членах предложения, имеющих разное управление. Пример ошибки: Трест организовал и руководит предприятиями. Правильно: Трест организовал предприятия и руководит ими. Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. Правильно: Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры. Пропуск необходимых слов: Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол. вм. Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол. Нарушение границ предложения (правило не строгое, нарушения могут диктоваться стилевыми особенностями): Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю. Лучше: Охотник положил ружье, привязал собаку, и пошел к зверю. Нарушение связи между членами сложного предложения Загромождение сложного предложения придаточными: Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного. Лучше: Врачи считают болезнь настолько серьезной, что приходится опасаться за жизнь больного. Разнотипность частей сложного предложения: В докладе выдвинуто два положения: 1) все большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоев интеллигенции. Правильно: В докладе выдвинуто два положения: 1) все большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции). Смешение конструкций главного и придаточного предложений: Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о Ленском. Правильно: Последнее, на чем я остановлюсь, это вопрос о Ленском. Неправильное совмещение конструкций простого и сложного предложений: Пьеса разоблачает “темное царство” и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. Правильно: Пьеса разоблачает “темное царство”, показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предложения: На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. Правильно: На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал. Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаем о Чацком, выросшем в этом доме, который (дом или Чацкий?) сейчас где-то путешествует. Правильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаем о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует. Неоправданное повторение одинаковых союзов: Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. Лучше: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов: Он считал, что будто мы его неправильно поняли. Лучше: Он считал, что мы его неправильно поняли. или Он считал, будто мы его неправильно поняли. Неверное употребление союзов и союзных слов: Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение. Правильно: Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение. Смешение прямой и косвенной речи: Корчагин твердо заявляет, что к буденовцам я обязательно перейду. Правильно: Корчагин твердо заявляет, что к буденовцам он обязательно перейдет. или Корчагин твердо заявляет: “К буденовцам я обязательно перейду”. |