Понеделка, 29.04.2024, 07:34
Здрасьте Любопытный
| Регистрация | Подключиться
Хочется высказаться?     
Пора написать в БЛОГ.    
Автрский стиль
литературный журнал & форум

Початимся? :)

Что новенького?
форум:
  • korzinkin (271)
  • Как создать свою поэтическую страницу? (24)
  • Очень полезные советы (5)
  • Баловство в автокаде (77)
  • Поговорилка (949)

  • Главная » Статьи » Статьи писателю » Для начинающих прозаиков

    Каков слог, таков и монолог

    23.05.2011, 17:18
    Здесь перечисляются упражнения, с помощью которых тренировались и набивали себе руку знаменитости разных эпох. Прибегая к их советам и регулярно тренируясь, можно стать с ними вровень и, быть может, превзойти их. Каждый человек, если он поставит себе цель и, несмотря на все препятствия, идет к ней, обязательно добьется своего. Великие люди отличаются от обычных только тем, что обычный человек ставит себе задачу и затем, отвлекаясь на каждодневные проблемы, развлечения и удовольствия, не решает ее; а великий человек предпринимает все усилия, чтобы выполнить, чтобы решить поставленную задачу.

    Работа над текстом

    УПРАЖНЕНИЕ 1
    Чтобы получить новые знания, пополнить свой словарный запас, улучшить свой стиль и слог, Великие советуют читать, переписывать и даже выучивать наизусть отрывки из произведений знаменитых людей.

    Чарлз Джеймс Фокс вслух читал Шекспира, Теннисон - Библию, Толстой - Евангелие. Особое наслаждение доставляло Гладстону чтение сочинений Гомера. Джон Брайт заучивал наизусть длинные отрывки из стихотворных произведений Байрона и Мильтона, Вордстворта и Уитьера, Шекспира и Шелли. Демосфен переписал "Историю" Фукидида восемь раз; ему нужно было овладеть величественным стилем этого историка и писателя (5, с. 473 - 474).

    Начинающим ораторам Цицерон советовал читать произведения различных писателей и поэтов, обсуждать и оценивать их с различных, противоположных точек зрения (Цицерон, "Об ораторе", 1, 158).

    УПРАЖНЕНИЕ 2
    Чтобы овладеть новой фразеологией, новым литературным приемом, чтобы улучшить свой слог, советуют поступать так, как делал Р.Л. Стивенсон. Если он при чтении какой-нибудь книги натыкался на абзац или отрывок текста, который ему очень нравился и в котором описывалось что-либо с большим мастерством, он немедленно садился за стол и заставлял себя подражать оригиналу.

    В первый и во второй раз у него ничего не получалось. Стивенсон знал об этом заранее и потому не унывал. Он пробовал подражать еще и еще. И наконец у него что-нибудь да выходило (5, с. 474 - 475).

    УПРАЖНЕНИЕ 3
    Перевод произведений иностранных авторов на родной язык позволит не только приобрести новые мысли, не только улучшить свой стиль, но и расширить словарный запас из-за необходимости все время подыскивать синонимы.

    К такому упражнению советуют прибегать Цицерон ("Об ораторе", 1, 155) и Дейл Карнеги (5, с. 474).

    УПРАЖНЕНИЕ 4
    Услышав или прочитав чьи-то слова, стоит попытаться придумать к ним поправки, попытаться выразить те же мысли иначе. Демосфен поступал именно так (Плутарх, "Демосфен", VII).

    УПРАЖНЕНИЕ 5
    Необходимо критически читать то, что написано другими, и, по возможности, редактировать их (4, с. 36).

    УПРАЖНЕНИЕ 6
    Поступайте, как Бенджамин Франклин. Выбрав понравившуюся ему статью, он кратко конспектировал смысл каждой фразы, затем откладывал свои записи на несколько дней, чтобы забыть текст оригинала, а потом возвращался к ним и по конспекту пытался воспроизвести исходный текст.

    Это упражнение выполняется до тех пор, пока при сверке копии с оригиналом совсем не обнаруживаются ошибки (5, с. 328).

    УПРАЖНЕНИЕ 7
    Похоже на упражнение 6 и тоже предложено Бенджамином Франклином. Выбрав прозаический текст, следует преобразовать его в стихотворную форму. Постоянный поиск синонимов и слов, имеющих одинаковые окончания, обогатят словарный запас.

    Через некоторое время по написанным стихам стоит попытаться восстановить текст оригинала (5, с. 328 - 329).

    УПРАЖНЕНИЕ 8
    Поможет обучиться упорядоченному мышлению и умению выстраивать план статьи. Как и упражнения 6,7, предложено Бенджамином Франклином.

    Кратко запишите смысл каждой фразы понравившейся статьи. Но не подряд, а каждую фразу на отдельной полоске бумаги. Затем перетасуйте свои записи и через некоторое время попытайтесь восстановить исходный текст (5, с. 329).

    Делайте это до тех пор, пока не добьетесь удачи.

    УПРАЖНЕНИЕ 9
    Предложено Демосфеном и Цицероном, поможет развить память и умение логически мыслить. Услышав чью-то речь, прочитав какую-либо статью или стихотворение, побеседовав со своим другом, приятелем, коллегой, попытайтесь, оставшись одни, вспомнить эту речь (статью, стихотворение, беседу) с начала до конца. Повторите все доводы, восстановите ход рассуждений (Плутарх, "Демосфен", VIII; Цицерон, "Об ораторе", 1, 154).

    УПРАЖНЕНИЕ 10
    На комплексное применение навыков, которыми можно овладеть благодаря другим упражнениям. В номере газеты следует выбрать отвратительно написанную заметку или статью. Затем, сохраняя содержание и общий смысл, попытаться преобразовать ее в более привлекательную форму.

    УПРАЖНЕНИЕ 11
    Чтобы обнаружить ошибки в своей статье, можно поступить двояко:

    1. Отложить ее на некоторое время, а затем перечитать свежим взглядом.
    2. Дать почитать ее своим коллегам или друзьям.

    Работа над вступлением

    В этой части статьи описаны упражнения, с помощью которых можно развить свое произношение и жестикуляцию. Пусть они не покажутся вам банальными. В них есть смысл. Первые четыре из них предложены Демосфеном.

    Научиться произносить звук "р" помогут упражнения 12 и 13.

    УПРАЖНЕНИЕ 12
    Заведите себе щенка и пытайтесь подражать его рычанию (8, с. 30).

    УПРАЖНЕНИЕ 13
    Возьмите в рот несколько камешков и пытайтесь ясно и отчетливо декламировать какие-либо речи и стихи (Плутарх, "Демосфен", XI).

    ПРИМЕЧАНИЕ: роль камушков могут сыграть и конфеты.

    Укрепить голос помогут упражнения 14 и 15.

    УПРАЖНЕНИЕ 14
    Поступайте, как Демосфен, который выходил по ночам на берег моря и произносил речи вслух, пытаясь перекричать шум прибоя (8, с. 30).

    УПРАЖНЕНИЕ 15
    Произносите стихи или какие-нибудь длинные фразы, поднимаясь в гору или на бегу (Плутарх, "Демосфен", XI).

    УПРАЖНЕНИЕ 16
    Присматривайтесь и прислушивайтесь к тому, как ведут беседу несколько интеллигентных людей (7, с. 11). Слушайте выступления дикторов по радио, наблюдайте за дикторами телевидения. Сходите в театр и посмотрите, как ведут себя на сцене актеры. Сходите на проповедь и пронаблюдайте за проповедником. Обратите внимание на правильность произношения, на интонацию, на жесты. Выберите удачные моменты и отметьте недостатки.

    Это поможет установить идеал, ориентируясь на который Вы сможете развивать свою мимику, жестикуляцию, интонацию и произношение.

    УПРАЖНЕНИЕ 17
    Записывайте свои выступления на магнитофонную пленку. Впоследствии, прослушивая запись, можно обнаружить ошибки, которые необходимо исправить (5, с. 327 - 328; 8, с. 28).

    УПРАЖНЕНИЕ 18

    Произносите речи перед большим зеркалом, чтобы отработать мимику и жесты (Плутарх, "Демосфен", XI; Апулей, "Апология", 15; 7, с. 24).

    УПРАЖНЕНИЕ 19

    Подготовив выступление, можно устранить ошибки в аргументации, в произношении, в мимике, в жестикуляции, предварительно выступив с речью перед своими близкими, друзьями. Они дадут весьма ценные советы (7, с. 24 - 25; 5, с. 327; 2, с. 34).

    Практически все эти упражнения можно выполнять не последовательно, а параллельно. Важно обучаться умению строить фразы, подбирать правильные слова, конструировать мысли и четко
    располагать их одновременно, ибо без чего-либо одного пропадет и все остальное: без умения писать теряется мысль, а без мысли никому не нужна писанина.

    Процесс обучения ораторскому искусству и писательскому мастерству сложный и кропотливый. Он состоит из трех стадий:

    1. Выбор идеала.

    2. Подражание идеалу.

    3. Проверка (сверка с идеалом).

    Эти стадии (кроме первой) следует итеративно повторять до тех пор, пока в своем умении (писать, говорить, жестикулировать) вы не достигнете идеала. На первых порах, при выполнении упражнений, обнаружится масса ошибок. Но не отчаивайтесь! Терпение будет вознаграждено, как вознаградило оно того человека, о котором говорилось в начале статьи. Через 2300 лет мы до сих пор знаем его имя. Как оно звучит?

    Категория: Для начинающих прозаиков | Добавил: Изгина
    Просмотров: 653 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

    Также по теме:

    Всего комментов: 0
    Добавлять комменты могут только жители Матрицы.
    [ Регистрация | Подключиться ]

    Входилка

    Категории раздела:
    Стилистика и грамматика [7]
    Мастерство писателя [25]
    Для начинающих прозаиков [12]
    Работа с издательствами [9]
    Поэтам о мастерстве [6]
    Мастер-класс [15]
    Практикум: жанры [4]
    История и развитие [4]
    Закон и право [1]

    На сайте литературного журнала Авторский стиль расскажет про самые красивые библиотеки мира и возбмет интервью у самых интересных писателей.

    Творческий союз "Авторский стиль" © 2011-2024. Все права
    защищены и охраняются ГК РФ. Копирование материалов
    без указания источника или согласия автора запрещено.
    Rambler's Top100 Проверка ТИЦ