Пятнашка, 03.05.2024, 10:18
Здрасьте Любопытный
| Регистрация | Подключиться
Хочется высказаться?     
Пора написать в БЛОГ.    
Автрский стиль
литературный журнал & форум


Початимся? :)


Новое в блоге:
Написать в блог

[08.03.2015]
[На злобу дня]

Записки домохозяина

(Комментариев 0)
[02.03.2015]

Интересные наблюдения на тему жизни каждого из нас

(Комментариев 0)
[25.02.2015]
[Личное - лиричное]

Любовь бесчеловечная

(Комментариев 0)
[07.12.2014]
[Работа - заработок]

Авторы, я жду вас.

(Комментариев 1)
[03.08.2014]
[На злобу дня]

Кипит возмущённая блогосфера...

(Комментариев 0)


лит. конкурсы
[20.02.2015]
III Международный конкурс на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия»
[02.07.2014]
Найди себя в шорт-листе «Корнейчуковской премии»!
[21.03.2014]
Шлягер для звезды
[21.03.2014]
Православный причал
[08.10.2013]
Начался прием работ на II Конкурс лучшего произведения для детей «Корнейчуковская премия»



Цитата дня
Между настоящим чувством и его описанием проложена, как доска, предпосылка, лишенная всяких связей.

(Франц Кафка, «Дневники (1910-1923)», 1910 год)


[ Новые сообщения · Жители Матрицы · Правила сайта · Найти · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Литература, творчество, искусство » Проза » Миниатюры » Данила да Сергей (о форме и содержании)
Данила да Сергей
astepanovДата: Вторка, 01.04.2014, 16:39 | Сообщение # 1
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Жили-были два писателя, два не то чтобы инженера душ человечьих, но вполне себе неплохих словесника из третьего эшелона. Первого звали Даниил Иваныч, а второго – Сергей Сергеич. Даниил Иваныч тяготел к классике, и потому писал хоть и скучно, зато длинно и натурально. А Сергей Сергеич писал кудряво, со всяческими хитростями, и оттого тексты у него получались завлекательными, да только читатель по прочтении начинал чесать темечко и думать: и о чем это таком в книжке Сергей Сергеича было поведано?
Даниил Иваныч Сергея Сергеича не любил, да и Сергей Сергеич своего собрата по цеху не жаловал.
Раз встретились в парке Сергей Сергеич и Даниил Иваныч и, как люди, причисляющие себя к интеллигенции, приподняли картузики в приветствии, поговорили а погоде, а потом, будучи в благодушном настроении, присели на скамеечку. И – слово за слово – а начали они старый спор о том, что важнее в изящной словесности: форма или содержание?
- Форма первична! – горячится Сергей Сергеич.
- Нет, содержание! – не уступает Даниил Иваныч.
- Без формы даже щей не сваришь, все содержание по полу растечется!
- А кому нужна кастрюля, в которой нету щей? Щи – цель, а форма – только средство!
- Чем больше кастрюля, тем больше щей влезет! Форма первична!
- Нет, вторична!
- Первична!
- Вторична!
И вот уже полетели картузики под скамейку и стали писатели друг друга метелить под микитки.
Быть бы большой беде, да проходил мимо гражданин. Посмотрел он на бой, подивился бойцовскому пылу и неумелости, а потом разнял забияк, стряхнул с них пыль, вернул на скамеечку и вручил Сергей Сергеичу железную монету, а Даниилу Ивановичу – пивную бутылку, чтобы прикладывать сии предметы к ранам и не дать разрастись синим гулям на светлых челах.
Отдышались господа писатели, вернули медицинский инструмент своему замирителю и стали его уговаривать: рассуди ты нас, неразумных, в извечном споре: что первично – кастрюля или щи, мысль или материя, слово или дело…
Ну, - говорит гражданин, - рассужу я вас, а то дойдет у вас дело до смертоубийства, а кому оно надо? Только давайте так: говорите по очереди, а мой приговор, даже если не по нраву придется, примите и миром разойдетесь. Согласны?
- Согласны! – ответили писатели, в первый раз в жизни друг с другом в единодушии.
Первым слово взял Даниил Иваныч:
- Пишу я, мил человек, о мире и людях так, чтобы было правдиво и без выкрутасов. Ежели, скажем, есть под рукой кирпич – так я его и опишу полностью: и какого цвета, и где на нем трещинка, и как жучок по нему ползет. А коли получается письмо мое длинным и занудным, как про то говорят мои недруги, то это по причине скрытых в самом бытии занудства и печальности. Зато в моих творениях сама жизнь играет, и тот, кто приник к роднику моего сочинительства, может не выходя из дому видеть бытие таким, какое оно есть.
- Ну, не знаю, - говорит незнакомый гражданин. Может, оно и правильно, а может, и нет – кто ж его разберет? Мне вот и пройтись порой бывает приятно…
Тут стал и Сергей Сергеич хвалить свой шесток:
- Что это такое – содержание? И не есть ли оно по сути своей проявление все той же формы? Как отличить его, содержание, от формы? Положим, напишу я рассказ не завлекательно, так его никто и читать не станет, и сгинет содержание в безвестности. И чем форма цветастее, тем больше читателей, а в идеале, когда оболочка совершенна, то места в ней для наполнения уже не остается – да и становится оно ненужным.
- Это уж как водится, - говорит незнакомый гражданин. Я вот со своей бабой прожил сорок лет. Когда познакомился, то втюрился так скоропостижно, что содержание в ней разглядеть не успел, да и не стремился: все заслоняли формы. С той поры формы, конечно, стали больше, да совершенство растеряли. Но столько их, этих форм, стало много, что все равно за ними ничего не видать. Да мне и не нужно: а вдруг там такое, что напугаюсь?
Видя такой разброд в словах своего судьи, снова заспорили писатели:
- Форма первична! – горячится Сергей Сергеич.
- Нет, содержание! – не уступает Даниил Иваныч.
Тут незнакомец, видя, что дело снова идет к потасовке, вмешался в спор:
- Стойте, отцы! Дома у меня лежит книжка старинного китайского мудреца Дзынь Бздынь Миня, а в ней про ваш спор все как есть прописано, только по-китайски. Сейчас пойдем ко мне, дам я вам ту книгу и вы спор свой разрешите.
Растерялись писатели, запечалились: «Горе нам, ибо знаем только великий и могучий, а китайской грамоте не разумеем!»
Тут обнял их незнакомец за худосочные интеллигентские плечи, поправил картузики и сказал: «Вот, отцы родные, и решение вашего спора: книга китайская есть, и в ней написано все, что вам нужно, а прочесть вы не можете, потому что под вашими лобиками нет ключей к той книге. Так и с вашей писаниной: вы думаете, что читатель видит в ней ваши мысли, а он всего лишь обнаруживает в тех текстах собственное отражение. И коли зеркало, которое ему подсунуто, для него не подходит, то увидит он в нем не себя, а лишь одну муть. Так что дело не в одних только форме да содержании. Поняли, отцы?»
- Поняли! – хором воскликнули писатели. – Надобно нам китайской грамоте учиться!
Плюнул незнакомый прохожий в сердцах, да и ушел восвояси.
А писатели долго еще смотрели ему вслед и удивлялись: и чего человек осерчал?
А потом снова заспорили:
- Первична!
- Вторична!


Старый. Ленивый.

Сообщение отредактировал astepanov - Вторка, 01.04.2014, 16:40
 
Азазелло7Дата: Вторка, 01.04.2014, 16:46 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Проверенный
Сообщений: 867
Награды: 11
Репутация: 17
Статус: в реале
Люблю такие притчи - не просто поучительные, но с изрядным юморком в философском обрамлении! smile
А китайский учить-таки надо, да: это ж один из самых распространенных в мире языков! happy happy happy

С уважением, Азазелло.


А я вас вижу!
 
astepanovДата: Вторка, 01.04.2014, 17:30 | Сообщение # 3
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Почтенный Азазелло7, смех смехом, а соотношение формы и содержания меня всегда интересовало, и не только в плане литературном. Даже меньше всего в литературном. Действительно ли форма вторична по отношению к содержанию, как учит материализм? А может быть, они выступают в единстве? Или, хуже того, на самом дне материального бытия царит полная бесформенность, а законы лишь статистически формируются на более "высоких этажах" - как, скажем, из беспорядочных метаний молекул в газе вырастают прекрасные в завершенности газовые законы?

Старый. Ленивый.
 
Азазелло7Дата: Средище, 02.04.2014, 09:14 | Сообщение # 4
Генерал-полковник
Проверенный
Сообщений: 867
Награды: 11
Репутация: 17
Статус: в реале
Ясно. Спасибо за пояснение. Нет, я одно время тоже пытался над этим вопросом думать - но, ввиду слаборазвитого мыслительного процесса пришел к выводу: „не дорос еще”. Потому пока и не пытаюсь.
А вот почитать да послушать - с превеликим удовольствием.


А я вас вижу!
 
SavanaДата: Вторка, 08.04.2014, 16:58 | Сообщение # 5
Реформатор
Проверенный
Сообщений: 477
Награды: 8
Репутация: 8
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
смех смехом, а соотношение формы и содержания меня всегда интересовало, и не только в плане литературном. Даже меньше всего в литературном. Действительно ли форма вторична по отношению к содержанию, как учит материализм?

Ответ: как учит материализм. При наличии однозначного определения этих двух категорий, важен именно контекст. Так для творчества, форма не может быть совсем не существенна. Как и для науки - содержание. Там, где заканчивается область познания - там однозначных ответов уже нет. Однозначное определение "верно" только в рамках строго ограниченной системы. И не чего здесь гадать. творчество облекает мысль в форму.
 
Литература, творчество, искусство » Проза » Миниатюры » Данила да Сергей (о форме и содержании)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Вы можете задать вопрос редакции журнала "Авторский стиль":

E-mail отправителя *:
Представьтесь, пожалуйста *:
Из какого Вы города? *:
Вы робот? *:

Введите Ваш вопрос *:

Форум начинающих писателей на сайте литературного журнала "Авторский стиль". Конкурсы, ежегодный литературный марафон.

Творческий союз "Авторский стиль" © 2011-2024. Все права
защищены и охраняются ГК РФ. Копирование материалов
без указания источника или согласия автора запрещено.
Rambler's Top100 Проверка ТИЦ