Воскресенье, 05.05.2024, 02:04
Здрасьте Любопытный
| Регистрация | Подключиться
Хочется высказаться?     
Пора написать в БЛОГ.    
Автрский стиль
литературный журнал & форум


Початимся? :)


Новое в блоге:
Написать в блог

[08.03.2015]
[На злобу дня]

Записки домохозяина

(Комментариев 0)
[02.03.2015]

Интересные наблюдения на тему жизни каждого из нас

(Комментариев 0)
[25.02.2015]
[Личное - лиричное]

Любовь бесчеловечная

(Комментариев 0)
[07.12.2014]
[Работа - заработок]

Авторы, я жду вас.

(Комментариев 1)
[03.08.2014]
[На злобу дня]

Кипит возмущённая блогосфера...

(Комментариев 0)


лит. конкурсы
[20.02.2015]
III Международный конкурс на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия»
[02.07.2014]
Найди себя в шорт-листе «Корнейчуковской премии»!
[21.03.2014]
Шлягер для звезды
[21.03.2014]
Православный причал
[08.10.2013]
Начался прием работ на II Конкурс лучшего произведения для детей «Корнейчуковская премия»



Цитата дня
В литературе, как и в любви, мы бываем удивлены тем, что выбрали другие.

(Андре Моруа)


[ Новые сообщения · Жители Матрицы · Правила сайта · Найти · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Литература, творчество, искусство » О литературе и творчестве » Как мы учились писать » Как перевести образы в слова (Статья Олега Волкова)
Как перевести образы в слова
KivviДата: Четвержище, 14.11.2013, 13:29 | Сообщение # 1
Я не злая, я хаотично добрая
Проверенный
Сообщений: 621
Награды: 9
Репутация: 9
Статус: в реале
Источник http://www.volkov-o-a.ru/ Здесь вообще много информации для начинающих авторов.

Вступление.

Как я уже указал в статье «Типы писателей», авторов можно разделить на текстовиков и сюжетников.
У текстовиков проблем с текстом, как правило нет. Так один мой знакомый ярко выраженный писатель-текстовик свою первую книгу написал без особых проблем. Точнее, проблемы были, с сюжетом. А вот с текстом совершенно никаких. Несколько позже «Эксмо» взяла его книгу и выпустила тиражом в несколько тысяч экземпляров.
У писателей-сюжетников проблемы с текстом есть, да еще какие. По себе знаю. Сидишь, бывало, перед монитором компьютера. В голове четкая, как на фотографии, картина: вот комната во всех деталях и подробностях, вот главный герой во всех деталях и подробностях. Прекрасно представляешь что он должен сделать, сказать, взять, выйти, войти и далее по сюжету.
Иначе говоря, в сознании смоделирован совершенно четки образ, а вот выразить его словами, перевести на бумагу, упорно не получается. Возникает такое впечатление, будто давишь на полный тюбик зубной пасты, давишь, давишь изо всех сил, а выдавить хотя бы чуть-чуть белой пасты не получается. Вместо стройных предложений получается какой-то вымученный бред, который самому читать противно.
В этой статье я постараюсь дать несколько практических советов начинающим писателям-сюжетникам. В свое время мне самому пришлось пройти через этот кошмар. Найти подобное руководство в книгах по литературному творчеству крайне проблематично. Практически все они написаны знаменитыми и признанными писателями-текстовиками, у которых, как правило, столь кошмарных проблем с текстом не было.

О взлете и падении качества текста.

Но прежде, чем переходить к разбору и советам, очень важное предупреждение.
Если вы решили заняться литературным творчеством, то вряд ли сперва основательно изучили литературное ремесло, трех частную структуру сюжета, архетипы главный героев, компоненты интриги, конфликта, мотивацию поведения и четыре базовых сюжета. Нет, конечно же. Быстрей всего однажды утром или днем, на работе или дома вы взяли блокнот с ручкой, либо загрузили на своем компьютере Word, и начали писать. Начали не имея ни малейшего представления о литературном ремесле и не располагая ни малейшими теоретическими знаниями. И… Получилось. У вас получилось. Что-то там, вроде как, для первого раза, в принципе, очень даже не плохо, получилось.
На вас тут же накатило вдохновение. После первого рассказа вы тут же схватились за второй или сразу приступили к реализации давно задуманного романа, а то и серии из десяти книг и двух трилогий. И кто сказал, что писать сложно?
А потом произошло страшное – качество текста вдруг, ни с того ни с чего, стало падать. Вы стараетесь изо всех сил. Пишите, пишите, а получается все хуже и хуже.
Знакомая картина? Хорошо, если с вами было не так. А вот мне пришлось через это пройти. Как выяснилось позже, гораздо позже, ничего страшного на деле не было, вполне закономерное явление.
Ларчик открывается просто. Пока у вас нет ни знаний, ни опыты, вы пишете на чистой интуиции. Благо читать вы все же умеете и в самых общих чертах имеете представление и о сюжете, и о художественных образах, и о правилах пунктуации.
А потом, вместе с первыми страницами и рассказами, появляются опыт и знания. Но их еще мало, вы еще не можете целиком и полностью положиться на них, отказаться от интуиции. Вот по этой причине и падает качество текста. Но это пройдет. Настанет момент, когда интуиция окончательно покинет вас, зато знания и опыт окрепнуть до такой степени, что качество ваших текстов, может быть медленно и неуверенно, но вновь начнет повышаться. Еще через какое-то время оно вернется на первоначальный уровень. Ну дальше, до каких вершин доберется ваше мастерство, зависит исключительно от вас, от вашей настойчивости и терпения.
Как долго вам падать и как долго вновь подниматься до прежнего уровня зависит только от вас. Рискну предположить, что писатели-сюжетники проваливаются почти сразу. Для писателей-текстовиков проблема падения качества текста не так актуальная. Повезло, одним словом.
Так я, в свое время, провалился уже на третьем рассказе. А вот знаковый текстовик успел написать роман, который позже был даже напечатан издательством «Альфа-книга». Но и у него несколько позже все равно начались проблемы с качеством текста, когда он взялся за вторую книгу.
Вот теперь, после важного предупреждения, можно продолжить статью.

«Без тормозов», или первый прорыв.

У китайцев есть очень мудрая пословица: «Одна картина стоит ста тысяч слов». Трудно не согласиться. При желании на словесное описание самой обычной, самой банальной фотографии из семейного альбома можно потратить толстую общую тетрадь в клеточку. Любая картинка, любое изображение несет в себе массу подробностей. А если к ним еще добавить пояснения, предысторию, отразить личное отношение, то понадобится еще с десяток толстых общих тетрадей в клеточку.
Вот она самая первая, самая главная причина, почему начинающий автор-сюжетник не может перевести образ в художественный текст – слишком, слишком, слишком много подробностей. Так и хочется описать, что одел главный герой, какого фасона пиджак, галстук и почему носки в дырках. А еще выражение лица, внутреннее состояние и ноющий фингал под глазом. А там еще и комната, улица за окном, погода и толстый упитанный кот, который только что спер со стола котлету. Начинающий сюжетник пытается, пытается, пытается выложить все это великолепие на бумагу, а в итоге получается полный бред.
Знакомо? Мне очень даже.
Что и как описывать, какие подробности оставлять, а какие выбрасывать без малейшего сожаления, расскажу чуть позже. Сейчас опишу самое первое упражнение, которое поможет вам свершить первый прорыв и научит выдавать худо-бедно связанный художественный текст.
Не помню оригинального названия, но я лично назвал его «Без тормозов». Главная задача – научится писать легко и быстро. Для этого просто сядьте поудобней, откройте тетрадь или загрузите Word и начните писать/печатать. Но! Пишите максимально быстро, как только сможете. Заткните рот своему внутреннему критику и на время увольте своего внутреннего редактора. Качество текста – не важно, сюжет – не важно, орфография – да черт с ней! Главное выложить максимально возможное количество знаков за минимально возможное время. Пишите о чем хотите. Хоть о том, как с утра шли на работу и спросонья наступили на вчерашний обед бездомной собачки; о визите к стоматологу, который вырвал вам не тот зуб; о торговом центре, о собственном дворе, о соседе или соседке по лестничной площадке. Не важно как, не важно о чем, положитесь на свою интуицию. И помните – скорость, скорость и еще раз скорость.
Господи! Сколько лет прошло, а до сих пор помню. Когда я в первый раз «снял тормоза», то… не смог сделать ни шагу. В голове мощным торнадо закрутился ворох образов. Что брать? За что хвататься? Но… Процесс пошел. Медленно, со скрипом, зато с ускорением.
Как жаль, что те тексты я давно стер. Та-а-акой бред получился! Вроде и трезвый был, в здравом уме и твердой памяти. Но если бы кто-нибудь увидел мою писанину, то несомненно вызвал бы неотложную психическую помощь.
Зато случилось самое главное: спустя несколько занятий меня будто прорвало! Наконец-то у меня появились самые первые, самые вымученные, самые тяжелые навыки легкого письма. Пусть еще на интуитивном уровне, но я все же начал потихоньку понимать, какие подробности самые важные, а какие можно смело выбросить. На большой скорости, когда бумага под шариковой ручкой начинает дымить, из огромного потока образов успеваешь выхватить только самое главное, самое яркое и самое необычное.
Если и у вас никак не лезет художественный текст, попробуйте «снять тормоза». Вдруг получится.
Иллюзия взаимопонимания.
О нападении инопланетян.
В пособиях по литературному творчеству очень любят приводит историю о радиопостановке по мотивам романа Герберта Уэльса «Война миров». Пожалуй, я то же расскажу о ней. Уж очень история поучительная.
До эпохи телевиденья самым популярным средством массовой информации было радио. Особым успехом пользовались ныне почти забытые радиопостановки. Грубо говоря, театральные представления со множеством актеров и спецэффектами, только без визуальной картинки, разумеется.
В 30-ых годах прошлого века в США выпустили в эфир радиопостановку по мотивам «Войны миров». Только действие перенесли в современность, будто журналист в прямом эфире рассказывает о нападении инопланетян на Нью-Йорк.
Радиослушателей честно предупредили: это радиопостановка, пьеса, по мотивам. В перерывах на рекламу предупреждения звучали еще и еще раз. Не помогло – в стране началась паника. Не смотря ни на что люди поверили, будто на Нью-Йорк и в самом деле напали инопланетяне. В одном маленьком городке некий клерк убежал с работы, снял в банке все деньги, накупил продуктов и умчался на автомобиле в лес, прятаться. При этом он бросил на произвол судьбы жену и дочь.
Для сравнения, несколько позже в тех же США уже телевизионщики попытались провернуть тот же трюк. На этот раз телезрители якобы в прямом эфире наблюдали за высадкой инопланетян в Центральном парке на Манхэтоне. Но! Повторить «успех» 30-ых телевиденью не удалось.
Так почему же миллионы людей поверили радио и только посмеялись над телепередачей? Разгадка кроется в иллюзии взаимопонимания.

Иллюзия взаимопонимания.

Что такое язык, речь, разговор, слова? Если разобраться – ничего, пустое место, иллюзия. Худо-бедно еще можно понять вещественные существительные. Можно показать пальцем на «стол», присесть на «стул» и закусить «яблоком». Но… что значит «стол»? Какой он? Деревянный, кухонный, или металлический на тонких ножках? А почему широкая доска на двух красных кирпичах то же «стол»?
С абстрактными существительными полный завал. Нет таких вещей как «свобода», «власть», «сила». Нельзя слепить из глины ни «свободу», ни даже «силу», только некие символы. Но, опять таки, у каждого скульптора будут свои собственные представления о «свободе» и о «силе».
Не легче с прилагательными. «Синий», «красный», «пурпурный» и «серо-буро-малиновый» еще можно изобразить на бумаге. А как быть с «верным», «наивысшим», «любимым» и «открытым»? Почему одна и та же женщин в глазах одного мужчина «красивая», а в глазах другого «уродина»?
Та же неразберих с прочими определениями. Что значит «огромный» и «маленький»? Почему слон в сравнении с мышкой «огромный», а в сравнении с Эйфелевой башней «маленький»?
С глаголами завал полнейший. «Идти», «летать», «плыть» и «есть» в чистом виде не изобразить ни на бумаге, ни воплотить в глине. Нет в природе физических вещей с такими названиями. Нет! Это мы, люди, человеки, их придумали.
Если со словами, с базовыми кирпичиками любого языка, такой бардак, то как же мы понимаем друг друга? А никак! Мы все дружно думаем, совершенно искренне заблуждаемся, что понимаем друг друга. Возникает взаимная иллюзия взаимного понимания. Если вы расскажете приятелю, что вчера в ночном клубе встретили «классную чувиху», то он представить себе свою собственную «классную чувиху», причем совсем не ту, о которой вы только что рассказали.
Вот почему простые американцы поверили радиопостановке и запаниковали. Когда журналист завопил, что видит «ужасного монстра», каждый радиослушатель представил своего собственного «ужасного монстра» согласно своим собственным представления об «ужасных монстрах» и наложил в штаны от страха.
Когда же «ужасного монстра» показали по телевизору, то кто-то действительно испугался, кто-то разочарованно хмыкнул, а кто-то рассмеялся от столь нелепого зрелища. На экране телевизора зрители увидели «ужасного монстра» главного режиссера шоу и только его.
Я пустился в столь долгое объяснение сущности иллюзии взаимопонимания ради одной единственной мысли: не пытайтесь навязать читателю свое собственное представление об «ужасных монстрах». Он все равно вас не поймет. Точнее поймет, но по своему, совсем не так, как хотелось бы вам.
Разводить долгие и нудные описания не имеет смысла по определению. Чем больше подробностей, чем более детально вы пытаетесь описать своих «ужасных монстров», тем быстрее читатель захлопнет вашу книгу и обзовет вас графоманом. Проще, быстрее и надежней создать несколько точек опоры для воображения читателя, задать общее направление, показать несколько наиболее ярких черт и подчеркнуть эмоциональное состояние. И без вашей навязчивой помощи читатель поймет, что речь идет о красивой соседке по лестничной площадке, а не о противном толстяке из дома напротив; что офицер полиции приехал на легковой машине со включенными мигалками, а не примчался на взмыленном гнедом жеребце и так далее.
Но! Не нужно впадать и в другую крайность. Читатель должен, имеет право, получить минимальное представление и о красивой соседке и об офицере полиции. Иначе он их банально перепутает.
Не следует забывать о заднем плане. Ни одно действие не разворачивается в пустоте или на белом фоне. Читателю нужно подсказать, что ваш главный герой пробирается не где-то там в белой абстракции, а ночью через запущенный сад позади старого заброшенного дома; или же он мчится на новенькой машине на огромной скорости по прямой, словно стрела, автостраде, а по бокам мелькают засыпанные снегом деревья. Но о заднем плане я расскажу в другой статье.
Ну а как же все таки описывать?
То, что я написал выше, теория. А теория без практики, что нуль без палочки – ничего. Вопрос: а как же все таки описывать конкретных персонажей и места действий? Вот теперь дошла очередь и до них.
В описании персонажей и мест действия нужно придерживаться нескольких очень важных закономерностей.

Через эмоции.

Любое художественное произведение в первую очередь обращается к эмоциями читателя. Ни в одном детективе вы не найдете описания главного героя как в полицейском досье: пол – женский, рост – 178 сантиметров, вес – 67 килограмм, глаза – карие, левого не хватает. Всегда и везде, в любой художественной книге, описания персонажей и мест действия передаются только через эмоциональную призму персонажа, через так называемую точку зрения.
Какие именно бывают точки зрения, в каком лице и что такое фокальный персонаж, я опишу в другой статье. А сейчас важно понять следующее: художественное повествование обязательно должно иметь точку зрения, некого персонажа, не обязательно главного героя, чьим глазами читатель смотрит на происходящее. Автор, авторский текст, «голос за кадром», как правило сохраняет нейтральную позицию.
Пример: на автобусной остановке стоит солидный мужчина пятидесяти лет в хорошем костюме-тройке. Как его увидят и опишут разные персонажи?
Случайный прохожий, эмоциональная позиция нейтральная, так и опишет: «Солидный мужчина пятидесяти лет в хорошем костюме-тройке».
Подчиненный, обиженный зело: «Опять этот старый козел нацепил свой дорогущий пиджак и поперся на автобусную остановку. На своей машине не ездит, жмот. Бензин экономит».
Жена, ревнивая, случайно заметила мужа на остановке: «И куда это он собрался? Почему машину не взял? Почему побрился, причесался и одел самый лучший, самый дорогой костюм? Даже ботинки почистить не забыл. Подозрительно».
Солидный мужчина на остановке один и то же, ситуация одна и та же, а три точки зрения трех разных людей совершенно разные.
От крупных деталей к мелким. Плюс несколько ярких подробностей.
Воображение читателя создает образ происходящего точно так же, как художник рисует картину. Сперва наиболее крупные детали: «дом», «легковой автомобиль», «космический корабль». Одного, двух слов еще мало, чтобы появился образ, но читатель уже знает, в каком направлении двигаться.
Следом идут уточняющие подробности:
«Старых двухэтажный дом с железной крышей и покосившимся крыльцом».
«Вазовская девятка вишневого цвета с тонированными стеклами».
«Новенький, только что со стапеля, космический штурмовик с плавными обводами корпуса и выступающими из-под коротеньких крыльев хищными боеголовками ракет».
Вот, это уже лучше. На основе таких описаний воображение читателя создать вполне завершенный образ. Но этого мало. Несколько наиболее ярких подробностей не только добавят новые детали, а создадут эффект правдоподобности:
«Старый двухэтажный дом с железной крышей и покосившимся крыльцом. Левое окно разбито, а железный флюгер возле кирпичной трубы жалобно поскрипывает на ветру».
«Вазовская девятка вишневого цвета с тонированными стеклами. На левом заднем крыле плохо заделанная вмятина. Под зеркалом заднего вида висят большие, игральные кубики».
«Новенький, только что со стапеля, космический штурмовик с плавными обводами корпуса и выступающими из-под коротеньких крыльев хищными боеголовками ракет. Под кабиной пилота чья-то умелая рука нарисовала голову тигра с распахнутой пастью».
Совсем другое дело! «Старый двухэтажный дом с железной крышей и покосившимся крыльцом» может быть и на рисунке. А вот «разбитое окно» и «поскрипывающий на ветру флюгер» заставят читателя думать, будто этот дом существует где-то на самом деле. Ни в коем случае не пренебрегайте яркими и наиболее выразительными подробностями.
Порядок описания должен быть именно таким. Для сравнения попробуйте перевернуть его и посмотрите, что получится:
«На ветру жалобно скрипит железный флюгер возле кирпичной трубы. Левое окно разбито. Покосившееся крыльцо и железная крыша на старом двухэтажном доме».
«Большие игральные кубики висят под зеркалом заднего вида. Плохо заделанная вмятина на левом заднем крыле. Тонированные стекла и вишневый цвет на вазовской девятке».
«Голова тигра с распахнутой пастью нарисована чей-то умелой рукой под кабиной пилота. Ракеты с хищными боеголовками выступают из-под крыльев короткого размера на с плавными обводами новеньком, только что со стапеля, космическом штурмовике».
Бред, не правда ли? Если в первом случае воображение читателя создает цельный образ, то во втором перед внутренним взором возникает несколько плохо связанных между собой образов. Ставить телегу впереди лошади глупо, не допускайте подобных ошибок.

Незнакомое и очень хорошо знакомое, подробно и кратко.

Вам приходилось бывать в Эрмитаже? Сколько минут вы рассматривали Малахитовую гостиную? А сколько любовались картиной Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» или пялились на часы «Павлин», особенно если механическая птица с музыкой и пением распускала перья?
А теперь вспомните, сколько времени каждый день вы тратите на разглядывание собственной комнаты, ванны или кухонного стола? Как долго вы любуетесь фотографией любимой мамы над вашим рабочим столом? И вообще, часто ли смотрите на нее? Вызывает ли у вас жгучий интерес микроволновка, когда по утрам она с гудением и шипением разогревает вам завтрак?
Надеюсь, вы уловили суть. А теперь вопрос: а почему такая разница? Ответ прост.
Если вы только не живете в Санкт-Петербурге, то вряд ли можете заходить в Эрмитаж каждый день. Ну а если вы попали в этот музей первый раз, оказались в окружении столько всего красивого и необычного, то вполне естественно будете с восторгом пялится по сторонам и заходить за красные ограждения. А в своей комнате вы бываете каждый день. Там вам знакома каждая деталь, каждый ободранный котом угол и каждая складка на ковре. Как бы горячо вы не любили свою маму, но на ее фотографию смотрите только тогда, когда вспоминаете о ней. Большую часть дня вы даже не замечаете ее изображение на стене.
Аналогия с художественным текстом самая что ни на есть прямая. Если главный герой видит что-то в первый раз, тем более если это-то необычное, забавное, опасное, противное ну или глупое, то и разглядывать его он будет долго, тщательно и внимательно. А если речь о чем-то хорошо знакомом, обычном, привычном, то ваш главный герой бросит на него мимолетный взгляд, отметит факт существования и все. В первом случае чтобы передать эмоции и переживания главного героя вам потребуется куча слов. Во втором хватит уточняющей фразы.
Для большей наглядности такой пример. Два персонажа: крестьянин из глухой деревни, где до сих пор не отменили крепостное право, и реальный пацан из мегаполиса. Крестьянин возвращается вечером после работы в родную избу, реальный пацан катит в любимый ночную клуб потусоваться. Что каждый из них увидит?
Крестьянин: «Наконец из-за пригорка показался родной дом. Из трубы вьется дымок, значит Марьяна (жена) топит печь. Из-под ворот выскочил Бобик, радостно залаял и завилял хвостом. Если левая створка ворот раскрылась тихо и плавно, то правая пронзительно заскрипела. Не забыть бы смазать».
Реальный пацан: «Подкатил к ночную клубу. Оба! Иллюминацию уже врубили. На крыльце у входа, недалеко от мордастых охранников, собралась наша туса. Наташка, во коза, нацепила чудной прикид, мохнатая юбка едва прикрывает ее зад. Почти десятка, скоро пускать начнут».
А теперь поменяем крестьянина и реального пацана местами.
Крестьянин: «На противоположном конце улице сверкает цветными огнями чудной, странный дом. То ли полукруглый, то ли квадратный, то ли надкушенный – совершенно не понять. Высоко над каменным крыльцом мигают огромные буквы на непонятном языке. Это, сосед Федор сказывал, название будет. Перед огромными прозрачными дверями переминаются с ноги на ногу два упитанных амбала с наглыми мордами в черных пиджаках и брюках. А рядом шумит большая толпа чудно разодетых парней и девок. Еще никогда не доводилось видеть столько волосатых парней, бритых девок, кожаных одежд, размалеванных лиц и голых ляжек».
Реальный пацан: «Из-за бугра показалась отстойная деревенская хата за ограждением из заостренных досок. Банальная коробка сложена из толстых бревен. Крыша у хибары обита железными листами, хотя солома была бы прикольней. Кирпичная труба из облезлых кирпичей изрыгает белый дым. Из-под ворот выскочил мохнатый блохоносец неизвестной породы. Местный пахарь в прикиде позапрошлого века широко раскрыл скрипучие ворота».
Как говориться, почувствуйте разницу. Во втором описании гораздо больше и эмоций, и впечатлений и собственных суждений. Заодно обратите внимание, что в первом случае и крестьянин и реальный пацан оба заметили некоторые изменения в привычном облике деревенского дома или ночного клуба. Так крестьянин отметил, что из трубы идет дым, значит его жена топит печь. Реальный пацан заметил на старой знакомой Наташке новый прикид.
Когда и вы будете описывать персонажа или место действия, спросите сами себя: а как хорошо персонаж, с точки зрения которого идет повествование, знает другого персонажа или место действия? Будет одинаково глупо в деталях описывать комнату, где главный герой живет последние двадцать лет, так и пройти мимо циркового представления зеленых человечков с Альфа Центавра, которые прилетели на Землю с гастролями на глуаконовом звездоправе.

По ранжиру, весу и жиру.

Опытный читатель может с ходу угадать главного героя или другого важного персонажа. Да и трудно не обратить внимание на главного героя, если автор потратил на его описание две с половиной страницы. И вы поступайте так же.
Ни в одном законодательстве мира не прописаны жесткие ограничения на объем романов, повестей или рассказов. Считается, что произведение до одного авторского листа рассказ. Средний объем принимаемых издательствами рукописей 15 авторских листов. Казалось бы 600 тысяч символов с пробелами это очень и очень много. Но на деле это не так.
Каким бы длинным не был бы ваш роман, но места в нем все равно очень и очень мало. В жалкие 600 тысяч символов нужно впихнуть кучу информации: предыстория, политический режим, климат, цвет и повадки птички ара, взаимоотношения, любовь, ненависть, война, драка и еще что съел на обед главный герой. Поэтому придерживайтесь очень простого правила: чем важнее персонаж, тем более длинным и подробным должно быть его описание.
При классической компоновке сюжета повествование начинается со знакомства с главным героем. В прошлом тысячелетии авторы тратили десятки страниц, чтобы как можно более подробно и обстоятельно познакомить читателя с главным героем. В принципе, это хороший тон. Пусть не с десяток листов, но две-три страницы следует потратить и в наше время, но не больше. Только не впадайте в другую крайность.
Даже если у вас куча информации по главному герою, не грузите ей читателя без необходимости. Сперва расскажите о самом главном. После, если подвернется возможность, то можете добавить еще несколько подробностей.
Персонажи, которые появляются в вашем повествовании время от времени, заслуживают меньше внимания, случайные – минимум. Чтобы не ходить далеко за примерами, раскройте мою любимую книгу «Двенадцать стульев» и прочтите первый десяток страниц.
Ипполит Матвеевич Воробьянинов, один из главных героев:
«Ипполит Матвеевич сунул сухощавые ноги в довоенные штучные брюки, завязал их у щиколотки тесемками и погрузился в короткие мягкие сапоги с узкими квадратными носами и низкими подборами. Через пять минут на Ипполите Матвеевиче красовался лунный жилет, усыпанный мелкой серебряной звездой, и переливчатый люстриновый пиджачок. Смахнув с седых (волосок к волоску) усов оставшиеся после умывания росинки, Ипполит Матвеевич зверски пошевелил усами, в нерешительности попробовал шероховатый подбородок, провел щеткой по коротко остриженным алюминиевым волосам пять раз левой и восемь раз правой рукой ото лба к затылку и, учтиво улыбаясь, двинулся навстречу входившей в комнату комнату теще – Клавдии Ивановне».
Гробовых дел мастер Безенчук, персонаж, который появляется в повествовании время от времени:
«Ипполит Матвеевич, слегка раздраженный, вышел из дому. У входа в свое потасканное заведение стоял, прислонясь к дверному косяку и скрестив руки, гробовых дел мастер Безенчук. От систематических крахов своих коммерческих начинаний и от долговременного употребления внутрь горячительных напитков глаза мастера были ярко желтыми, как у кота, и горели неугасимым огнем.»
И случайны персонаж, который мелькнул в повествовании всего раз:
«В канцелярию вошел рыжий бородатый милиционер в форменной фуражке, тулупе с косматым воротником. Под мышкой милиционер осторожно держал маленькую разносную книгу в засаленном полотняном переплете. Застенчиво ступая своими слоновьими сапогами, милиционер подошел к Ипполиту Матвеевичу и налег грудью на тщедушные перильца.»
Берегите свое собственное время и особенно время читателя. Не повторяйте распространенную ошибку начинающий писателей. Не нужно в деталях и подробностях расписывать персонажа, который всего раз мелькнет на странице вашей книги и больше никогда не появится. Но не впадайте и в другую крайность, не обделяйте главного героя внимание. Не обязательно с самой первой страницы, пусть на протяжении всего повествования, но познакомьте вашего читателя с вашим главным героем как можно ближе. А там, дай бог, они полюбят друг друга.

Больше конкретики.

Я давно подметил интересную закономерность: чем более образован человек, чем больше он начитан и эрудирован, тем легче и охотней он мыслит абстрактными образами. Писатели, как правило, люди образованные и весьма начитанные. Не впадайте в распространенную ошибку новичков, не грузите читателя абстрактными образами и понятиями.
Если ваш главный герой пришел в магазин за водкой, то он купит не водку вообще, не прозрачную бутылку с бесцветной жидкостью и без этикетки. Конечно нет. Возможно он купит «Столичную», «Спотыкач», «Северную звезду». Это может быть настойка ярко-желтого, голубоватого и даже зеленоватого цвета.
Если ваш главный герой едет на легковой машине, то это не значит, что его окружает бесформенное сияние с рулем на четырех колесах. Укажите на чем именно он едет. Может на новеньком «Фиате», на «президентской» «Ладе-Калине», или на убитом долгой жизнью «Запорожце».
Не забывайте о географических названиях, особенно если мир вашего произведения полностью смоделированный. Местом жительства вашего героя вполне может быть Тивница. Восточный берег самого большого материка Науран омывает не какой-нибудь вообще, а Бескрайний океан. Экспедиция профессора Найлуса застряла в джунглях Аргунии или где-то в острогах Гонгур.
Марки дамских сумочек, породы собак, номера автобусов, почтовые адреса, телефоны и прочие точные названия существенно повышают достоверность повествования, даже если действие вашего романа разворачивается на планете Плюм-Бум в созвездии Стрел, или в фэнтезийном городе Аэролоанде на берегу Иргандной лужи.
Любыми доступными способами избегайте неопределенных выражений «какой-то», «какая-то», «какие-то» и прочие в том же духе. При всем желании в реальной жизни вы не встретите на улице «какую-то женщину». Она обязательно будет высокой – маленькой, полной – стройной, красивой – противной, молодой – старой, но никогда и ни при каких обстоятельствах «какой-то».
Вода камень точит.
Конечно, в литературном творчестве полно нюансов, тонкостей и прочих приемов. Надеюсь, мне удалось рассказать вам о самых главных из них. Но! Чтобы научится переводить образы в слова вам в первую очередь нужно тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться. Так, в свое время, я придумал забавную игру. Правила очень просты: сидишь в автобусе и смотришь в окно. Задача: кратко и быстро описать людей на тротуаре, встречные машины, здания, самолет в небе, кота, что на виду у всех вылизывает собственные лапы. Описать быстро, пока объект еще виден из окна автобуса и не скрылся за поворотом.
Дома, или на основой работе, нужно тренироваться на компьютере или на листе бумаги. То есть писать, писать и еще раз писать. Только так, с тонными исписанных листов и мегабайтами набитых текстов, к вам придут навыки и опыт. Вода камень точит, по себе знаю.
Изучение иностранных языков вполне сопоставимо по сложности с литературным творчеством. Однако оглянитесь вокруг. Сколько людей в разной степени владеют иностранными языками. Причем с каждом годом уверенных пользователь становится все больше и больше. Хотя, когда только берешься за иностранный язык, кажется, будто овладеть всей это противоестественной абракадаброй совершено невозможно. Однако спустя месяцы и годы, незаметно и буднично, начинаешь вполне естественно говорить на этой самой абракадабре. Было бы желание и терпение. Вода камень точит.
Если вы еще только, только взялись за «перо», то отложите пока в сторону идею вашего самого первого, самого желанного романа на 30 авторских листов. Не надо, не поганьте ее, потренируйтесь пока на «кошечках», то есть на рассказах.
Да, хороший рассказ написать сложнее, чем хороший роман. Согласен. Однако тренироваться на рассказах лучше всего. Если что не так, загубить маленькую идею не так обидно, как большую, да еще самую желанную.
Так, прежде чем браться за свой первый роман «Цена власти», я решил написать десять рассказов. Господи! Первый пошел со скрипом и скрежетом. Неплохую, в принципе, идею загубил дурной реализацией на корню. Зато второй рассказ пошел чуть-чуть лучше. К концу десятого я почувствовал в себе силы и уверенность, чтобы наконец взяться за долгожданный роман.
Этот сейчас, спустя годы, когда за ночную смену я могу выдать десять листов, смешно и грустно вспоминать собственные отчаянные потуги. На первые десять рассказов я потратил несколько месяцев. Однако оно того стоило.

Пошаговый план.

Что такое пошаговый план, как его составлять, писать и зачем он вообще нужен, я напишу в другой статье.
Я лично давно и с большим успехом пользуюсь подробным пошаговым планом. Да, на его создание уходит масса времени. По объему он вполне сопоставим с объемом самого произведения. Так моя последняя книга «Свалка человеческих душ. Война на истощение» по объему равна 13,32 авторских листа, а пошаговый план – 11,35 а л.
Много? Еще как! Зато работу над сюжетом «Войны» я целиком и полностью закончил в пошаговом плане. После мне не нужно было думать ни о мотивации Чага Ратага, ни о развитии партизанской войны на Дайзен-2, ни об ответных действиях адмирала Крилла. С чистой душой и со спокойной совестью я смог целиком и полностью сконцентрироваться на художественном тексте.
Пошаговый план идет как нулевая редакция. В файл первой редакции я переношу абзацы плана и придаю им художественную форму. Где нужно вставляю подробные описания и разворачиваю диалоги. Еще раз напомню – художественных текст до сих пор является для меня самой сложно задачей.
Оно того стоит. В конечном итоге на пошаговый план и на первую редакцию романа я потратил меньше времени, ежели вздумал бы писать «Войну на истощение» сразу набело, без серьезной предварительно проработки. Даже думать не хочу, сколько бы пришлось выбросить в корзину уже написанных, но лишних эпизодов.

Заключение.

В следующей статье «Как передать динамку в тексте» я расскажу о приемах и способах передать развитие событий в художественном произведении. Ведь главный герой должен что-то делать, куда-то идти, двигаться, бить кому-то морду, кого-то любит.
Все у вас получится. Дорогу осилит идущий.
Удачи вам в творчестве.




Печатное издание http://edita-b.livejournal.com/14863.html
Электронный вариант http://video.delta-info.net/aff/njhb15/ostorojno
 
Gita_OggДата: Четвержище, 14.11.2013, 21:42 | Сообщение # 2
Неунывающий менестрель
Проверенный
Сообщений: 2832
Награды: 62
Репутация: 66
Статус: в реале
Статья спорная, хотя и не без дельных советов. Только я не совсем поняла, кто написал эту статью, и что он написал помимо статей? И даже побродив по его блогу с весьма нескромным названием "Блог реалистичного фантаста", я всё равно не нашла ответов на эти вопросы.

История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
 
KivviДата: Пятнашка, 15.11.2013, 00:52 | Сообщение # 3
Я не злая, я хаотично добрая
Проверенный
Сообщений: 621
Награды: 9
Репутация: 9
Статус: в реале
Цитата Gita_Ogg ()
я не совсем поняла, кто написал эту статью

извиняюсь, забыла авторство указать: Олег Волков

***
нет, не забыла, в заголовке темы четко прописан автор




Печатное издание http://edita-b.livejournal.com/14863.html
Электронный вариант http://video.delta-info.net/aff/njhb15/ostorojno


Сообщение отредактировал Kivvi - Пятнашка, 15.11.2013, 00:53
 
Gita_OggДата: Пятнашка, 15.11.2013, 00:57 | Сообщение # 4
Неунывающий менестрель
Проверенный
Сообщений: 2832
Награды: 62
Репутация: 66
Статус: в реале
Цитата Kivvi ()
нет, не забыла, в заголовке темы четко прописан автор

Ох, прошу прощения, я не заметила


История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
 
Треш-кинДата: Пятнашка, 15.11.2013, 09:49 | Сообщение # 5
Генерал-полковник
Проверенный
Сообщений: 1266
Награды: 10
Репутация: 23
Статус: в реале
А я был на его сайте. Но писателя Олега Волкова в инете не нашел. Нашел другого, того что умер уже.

Мне понравилось на сайте Олега Волкова статься про рабочие места писателей. Спорная статься. Я прочитал и понял, что мое рабочее место (диван, возле телевизора и тетрадка с карандашом) не годится. Не быть с таким рабочим местом мне писателем. cry
 
Gita_OggДата: Пятнашка, 15.11.2013, 12:29 | Сообщение # 6
Неунывающий менестрель
Проверенный
Сообщений: 2832
Награды: 62
Репутация: 66
Статус: в реале
Треш-кин, Да, Димка, о моём рабочем месте под названием "где упала, там и место", включая не только все возможные места в моей квартире, но и за её пределами, в этом случае даже говорить не стоит sob

История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
 
JagermeisterДата: Пятнашка, 22.11.2013, 12:33 | Сообщение # 7
Приобщенный
Проверенный
Сообщений: 63
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: в реале
Цитата
"где упала, там и место"

И я туда же
 
trikato_45Дата: Воскресенье, 24.11.2013, 11:10 | Сообщение # 8
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата Kivvi ()
На вас тут же накатило вдохновение. После первого рассказа вы тут же схватились за второй или сразу приступили к реализации давно задуманного романа, а то и серии из десяти книг и двух трилогий. И кто сказал, что писать сложно?

Верно, даже более, чем верно biggrin
Цитата Kivvi ()
У китайцев есть очень мудрая пословица: «Одна картина стоит ста тысяч слов». Трудно не согласиться. При желании на словесное описание самой обычной, самой банальной фотографии из семейного альбома можно потратить толстую общую тетрадь в клеточку. Любая картинка, любое изображение несет в себе массу подробностей. А если к ним еще добавить пояснения, предысторию, отразить личное отношение, то понадобится еще с десяток толстых общих тетрадей в клеточку.

Ага, потом и получается куча ненужного скучно донельзя хлама, который не устанет читать только тибетский лама. Да и то только из-за природной стойкости.
Цитата Kivvi ()
В 30-ых годах прошлого века в США выпустили в эфир радиопостановку по мотивам «Войны миров». Только действие перенесли в современность, будто журналист в прямом эфире рассказывает о нападении инопланетян на Нью-Йорк. Радиослушателей честно предупредили: это радиопостановка, пьеса, по мотивам. В перерывах на рекламу предупреждения звучали еще и еще раз. Не помогло – в стране началась паника. Не смотря ни на что люди поверили, будто на Нью-Йорк и в самом деле напали инопланетяне. В одном маленьком городке некий клерк убежал с работы, снял в банке все деньги, накупил продуктов и умчался на автомобиле в лес, прятаться. При этом он бросил на произвол судьбы жену и дочь.

Вообще не показатель. США - страна паникёров. Я помню в начале 2000-х годов Америку накрыл потом Леонид, так пиндосы оборвали все телефоны, вызывая "911" и крича в трубки, что на них напали инопланетяне.
Цитата Kivvi ()
Через эмоции.

Вот это самое интересное место в данной статье.
Цитата Kivvi ()
Если вы только не живете в Санкт-Петербурге, то вряд ли можете заходить в Эрмитаж каждый день. Ну а если вы попали в этот музей первый раз, оказались в окружении столько всего красивого и необычного, то вполне естественно будете с восторгом пялится по сторонам и заходить за красные ограждения.

Ерунда. Тут всё в гораздо большей степени зависит от хобби человека. Я был в Москве в Третьяковской - сидел с похмелья на пуфике и не хотелось рассматривать никакие картины.
Цитата Kivvi ()
Я лично давно и с большим успехом пользуюсь подробным пошаговым планом. Да, на его создание уходит масса времени. По объему он вполне сопоставим с объемом самого произведения. Так моя последняя книга «Свалка человеческих душ. Война на истощение» по объему равна 13,32 авторских листа, а пошаговый план – 11,35 а л. Много? Еще как! Зато работу над сюжетом «Войны» я целиком и полностью закончил в пошаговом плане. После мне не нужно было думать ни о мотивации Чага Ратага, ни о развитии партизанской войны на Дайзен-2, ни об ответных действиях адмирала Крилла. С чистой душой и со спокойной совестью я смог целиком и полностью сконцентрироваться на художественном тексте.

Неплохой пиар собственного произведения biggrin




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
trikato_45Дата: Воскресенье, 24.11.2013, 11:15 | Сообщение # 9
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Не поленился, поискал в интернете писателя Олега Волкова. Пришёл к выводу, что он может писать обучающие статьи с таким же успехом, что и я. Видимо, отсюда куча спорных моментов в данном материале.
Удачи Олегу.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
Gita_OggДата: Понеделка, 25.11.2013, 00:32 | Сообщение # 10
Неунывающий менестрель
Проверенный
Сообщений: 2832
Награды: 62
Репутация: 66
Статус: в реале
Цитата trikato_45 ()
Неплохой пиар собственного произведения

happy

Цитата trikato_45 ()
Не поленился, поискал в интернете писателя Олега Волкова. Пришёл к выводу, что он может писать обучающие статьи с таким же успехом, что и я. Видимо, отсюда куча спорных моментов в данном материале.

Если быть предельно откровенной, то в случае выбора статей, перефразирую слова папы Дяди Фёдора из Простоквашино. "Я, Трикато, тебя выбираю, потому что давно с тобой знакома, а этого Олега в первый раз вижу" biggrin


История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
 
trikato_45Дата: Понеделка, 25.11.2013, 09:28 | Сообщение # 11
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата Gita_Ogg ()
"Я, Трикато, тебя выбираю, потому что давно с тобой знакома, а этого Олега в первый раз вижу"

happy




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
ЛавиттаДата: Пятнашка, 29.11.2013, 02:37 | Сообщение # 12
Незадачливая мечтательница
Проверенный
Сообщений: 1048
Награды: 19
Репутация: 23
Статус: в реале
http://www.proza.ru/avtor/wolk75
Отута все творчество автора чудо-гениальной статьи happy


Ты скажешь эта жизнь — одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт,
Не забывай: она — твоё творенье.
(Омар Хайям)
 
ЛавиттаДата: Пятнашка, 29.11.2013, 02:38 | Сообщение # 13
Незадачливая мечтательница
Проверенный
Сообщений: 1048
Награды: 19
Репутация: 23
Статус: в реале
Цитата Gita_Ogg ()
"Я, Трикато, тебя выбираю, потому что давно с тобой знакома, а этого Олега в первый раз вижу"

И я всеми руками и ногами за Трикато!


Ты скажешь эта жизнь — одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт,
Не забывай: она — твоё творенье.
(Омар Хайям)
 
trikato_45Дата: Пятнашка, 29.11.2013, 08:41 | Сообщение # 14
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Да простит меня автор, но я не смог удержаться, - такие слова надо цитировать!

"Главная особенность моего творчества в том, что я пишу не только красиво, а еще реалистично. В моих произведениях вы не найдете ляпов, багов, глупостей и откровенных подгонок желаемого под действительное. На этом поприще у меня крайне мало конкурентов. Ведь даже в произведениях мэтров российской фантастики полно несуразностей."
Волков Олег

Учитесь, дорогие мои друзья, писать у одного из самых красиво пишущих и наиболее реалистично передающих действительность Мэтров мировой фантастики.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
Gita_OggДата: Пятнашка, 29.11.2013, 13:53 | Сообщение # 15
Неунывающий менестрель
Проверенный
Сообщений: 2832
Награды: 62
Репутация: 66
Статус: в реале
Цитата trikato_45 ()
Учитесь, дорогие мои друзья, писать у одного из самых красиво пишущих и наиболее реалистично передающих действительность Мэтров мировой фантастики.

happy happy happy happy happy


История только тогда ненапрасна, когда в неё верят.
 
ЛавиттаДата: Пятнашка, 29.11.2013, 16:54 | Сообщение # 16
Незадачливая мечтательница
Проверенный
Сообщений: 1048
Награды: 19
Репутация: 23
Статус: в реале
Цитата trikato_45 ()
Учитесь, дорогие мои друзья, писать у одного из самых красиво пишущих и наиболее реалистично передающих действительность Мэтров мировой фантастики.

happy happy happy happy happy happy happy


Ты скажешь эта жизнь — одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт,
Не забывай: она — твоё творенье.
(Омар Хайям)
 
Литература, творчество, искусство » О литературе и творчестве » Как мы учились писать » Как перевести образы в слова (Статья Олега Волкова)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Вы можете задать вопрос редакции журнала "Авторский стиль":

E-mail отправителя *:
Представьтесь, пожалуйста *:
Из какого Вы города? *:
Вы робот? *:

Введите Ваш вопрос *:

Форум начинающих писателей на сайте литературного журнала "Авторский стиль". Конкурсы, ежегодный литературный марафон.

Творческий союз "Авторский стиль" © 2011-2024. Все права
защищены и охраняются ГК РФ. Копирование материалов
без указания источника или согласия автора запрещено.
Rambler's Top100 Проверка ТИЦ