Четвержище, 02.05.2024, 04:36
Здрасьте Любопытный
| Регистрация | Подключиться
Хочется высказаться?     
Пора написать в БЛОГ.    
Автрский стиль
литературный журнал & форум


Початимся? :)


Новое в блоге:
Написать в блог

[08.03.2015]
[На злобу дня]

Записки домохозяина

(Комментариев 0)
[02.03.2015]

Интересные наблюдения на тему жизни каждого из нас

(Комментариев 0)
[25.02.2015]
[Личное - лиричное]

Любовь бесчеловечная

(Комментариев 0)
[07.12.2014]
[Работа - заработок]

Авторы, я жду вас.

(Комментариев 1)
[03.08.2014]
[На злобу дня]

Кипит возмущённая блогосфера...

(Комментариев 0)


лит. конкурсы
[20.02.2015]
III Международный конкурс на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия»
[02.07.2014]
Найди себя в шорт-листе «Корнейчуковской премии»!
[21.03.2014]
Шлягер для звезды
[21.03.2014]
Православный причал
[08.10.2013]
Начался прием работ на II Конкурс лучшего произведения для детей «Корнейчуковская премия»



Цитата дня
Память — слишком холодное утешение. Ведь она лишь зеркало ушедшей жизни.

(Джон Рональд Руэл Толкин, «Властелин колец»)


[ Новые сообщения · Жители Матрицы · Правила сайта · Найти · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Литература, творчество, искусство » Проза » Фэнтези » Елдым-Бобо (О неведомой земле в Саратовской обл)
Елдым-Бобо
astepanovДата: Воскресенье, 16.03.2014, 14:08 | Сообщение # 1
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Почтенные коллеги по графоманскому дурдому,
все написанное ниже представляет собой описание и изложение сказаний земли Елдым-Бобо, неподалеку от которой я родился и рос до того времени, когда пришлось уезжать в Саратов на учебу. Это сочинение - самое масштабное (по размеру) из того, что я написал и самое дорогое мне. Я буду благодарен за любые замечания по содержанию, композиции, стилистике и, увы, грамматике - с великим и могучим всегда был не в ладах. Я оптимист и надеюсь, что кого-то моя писанина просто позабавит: это было бы самым радостным для меня. Итак,

Елдым-Бобо


Вот, иной читатель открывает книгу – и, прочтя пару страниц, захлопывает ее, говоря: «Да такого не бывает!» И что ему, зануде, нужно? Ему ли судить, что бывает, а чего не бывает? Да коли разобраться, то все в этом мире – несусветная выдумка, а нас с вами попросту нет. Не верите? А вот посчитайте: на земле три миллиарда женщин и столько же мужчин, и каковы были шансы у вашей сладчайшей матушки разыскать вашего почтеннейшего батюшку в этом множестве претендентов? Да помножьте эту ничтожную вероятность на таковую же невозможность встречи дедушки с бабушкой, и так до Адама – и поймете, что никак не могло вас стать.

Но это еще семечки: а вот когда зачинали вас, читатель мой скептический, то из тридцати миллиардов головастых созданий, что устремились оплодотворять яйцеклетку, только одному повезло, а остальные скончались от разочарования. Представляете, как вам подфартило? Если бы ни тот шустрый сперматозоид, то родились бы вовсе и не вы, а ваш братец или сестрица, а вам бы оставаться виртуальной душой до скончания веков. Эх, сколько их, потенциальных личностей, гибнет ежедневно? Какой незримый мир населяют они, где те несчетные мириады нереализованных граждан, созидателей, восторженных поэтов и отпетых мерзавцев? Неужели все они – лишь инструкции, записанные на спиральках ДНК, которые никто не удосужился прочесть? Не верю – да и все тут.

Ну, положим, вы родились, несмотря на то, что статистика против вас. Но как объяснить, что кроме вас есть еще множество других людей, и даже пишущий об этом автор? Нет, иначе как чудом, сотворяемым непрестанно с момента становления мира, это не назвать – просто мы привыкли не замечать его, как рыба не замечает воду.

К чему это я? А к тому, что все, даже самое невероятное, обязательно случается, если тому не препятствуют законы природы. И именно потому есть на границе Саратовщины и Оренбуржья поселение Елдым-Бобо, не известное ни географам, ни администрациям, ни даже Управлению по налогам и сборам. И неважно, что железная дорога проходит от Елдым-Бобо всего в трех сотнях километров, а шоссе – и того ближе; не важно, что спутники мертвыми глазами с неба пялятся на то, как бабушка Чулканиха гонит козу Бу-Бу на закате домой, и видят землянки у ольховой рощи, и запруды на речке Средний Караман, и сады, и храм Басык-Гурея, и даже землянку, в которой хранится Священный Горох – все равно поселение остается неведомым, а жители его не платят налогов и не участвуют в выборах.

И вот я уже слышу, как все тот же бдительный зануда, скептически вздыбив брови вверх, вопрошает с сарказмом: а откуда автору известно про Елдым-Бобо, если про то неведомо даже осведомленным органам? Еще раз повторяю: все, даже самое невероятное, обязательно случается, если тому не препятствуют законы. А где вы видели закон, в котором прописано, что Елдым-Бобо под запретом? То-то же…

В живописной низине, где несет воды свои Средний Караман, у Пяти островов, что делят русло реки на шесть частей, привольно раскинулось поселение Елдым-Бобо. Обе улицы его тянутся вдоль реки, расходясь посредине и образуя широчайшую площадь. Не всякий человек рискнет перейти ее в жаркий полдень – так велика она; не менее двухсот шагов! В середине площади стоит храм Басык-Гурея, построенный в незапамятные века. Величав и прекрасен храм, глинобитные своды его вознесены в такую высь, что шапка валится с каждого, кто рискнет взглянуть на навершие, украшенное сухой коноплей и черепами сайгаков. Оказавшись близ храма, мы увидели бы расположенную рядом с ним аккуратную и обширную землянку Верховного жреца и входы в жилища храмовых служек.

Обиталища елдым-бобойцев отличаются красотой архитектуры и основательностью постройки. Они врыты в землю на глубину роста, крыты ивняком, ольхой и рогозом, а поверху – дерном. В холодные зимние ночи, когда воет пурга и мороз не позволяет выйти наружу, в жилищах тепло и сухо от горящих в кирпичных очагах вязок сухого камыша. Печи, обогревающие жилища, столь остроумно сделаны, что дым выходит наружу через специальную нору, нимало не беспокоя обитателей.

Пойма Среднего Карамана, поросшая дикой коноплей и рогозом, исправно снабжает жителей сырьем для выделки поскони и строительным материалом для жилищ. В нижней оконечности островов устроены шесть запруд, в кои искусно вделаны решетки из тальника. В запрудах во множестве плодятся караси, и жители всегда имеют к столу свежую рыбу. В пойме земля мягка и плодородна, легко взрыхляется плугом из мамонтова зуба и дает обильные урожаи гороха, который и составляет основу пищи. Приправляют горох байбачьим жиром, разнообразя карасями либо сусликами.

В садах, что украшают поселение и имеются близ каждой землянки, обильно произрастают всяческие плоды и фрукты, как то: паслен, крыжовник, репа и черемуха. Из плодов последней, смешав их с гороховой мукой, выделывают отменно крепкую брагу.
Мужчины Елдым-Бобо невысоки ростом, но отличаются силой и выправкой. Они смело охотятся на сусликов и байбаков, а порой рискуют сразиться даже и с сайгаком, если последнему удастся догнать охотника.

Женщины Елдым-Бобо – настоящие красавицы, коих не портит традиция чернить зубы соком водяного крестоцвета и подрезать уздечку носа, чтобы дышалось вольготнее. Свои волосы они отдают мужьям, чтобы те сработали из них сусличьи силки. Женщины искусны в выделке поскони, плетении циновок из рогоза и знают множество песен, из коих особо выделяются две: «Бармагыз-самаюн» и «А-юю».

А всего жителей числом – без малого две дюжины дюжин. В иные годы их больше, и тогда от лишних ртов избавляются просто и справедливо: отводят, связав руки, в овраг и там Верховный жрец отправляет их в угодья Басык-Гурея, замазав рот и ноздри белой глиной. Но, коли год обилен, а в поселении нехватка работников и женихов, то Басык-Гурей присылает в поселение пришлых людей, которые остаются навсегда. Так случилось, например, двадцать лет назад, когда с верховьев Среднего Карамана спустилась невиданная лодка из тончайшей и крепкой шкуры на каркасе из легких серебристых костей. В лодке сидели двое молодых мужчин, не умеющих говорить, а лишь кричавших: «Студентымы!» и «Бляхамуха!». Новообретенных жителей инициировали по старому обряду, устроив обрезание, вслед за которым Верховный жрец произнес Заклинание Забвения: «Кто старое помянет, тому глаз вон!», и жестами объяснил, в чем его суть, а также подкрепил несильными, но значимыми ударами по темечку половинкой жженого кирпича. Неделей позже неофитов женили и научили охоте на сусликов, в которой они оказались весьма даровиты.

Жители Елдым-Бобо знают о внешнем мире многое, часто они видят то самолет, летящий на острие молочной струи, то слышат тарахтение вертолета, а однажды один из новообращенных даже приехал к ним на двухколесном грохочущем чудище, испускающем зловоние. Жители твердо знают, что местом обитания всех людей является Елдым-Бобо. Все эти чудеса воспринимаются ими как явления природы, столь же обыденные, как восход луны, цветение конопли или беременность.

Елдым-бобойцы сведущи в науках, искусствах и ремеслах. Многие из них умеют считать до шести дюжин, а большее число человеческий разум измыслить не может. На небе, помимо Солнца, им ведомы луна, месяц и звезды, по которым Верховный жрец предсказывает приближение весны и начала сева гороха.

Из всех искусств главнейшим для елдым-бобойцев является выделка летучих посланий к Басык-Гурею. Это умение столь необычно, что о нем стоит рассказать подробнее. В конце лета, когда горох убран и просушен, а байбаки жирны и беспечны, из гороховой муки варят крепкий кисель, который красят в какой-либо цвет плодами паслена, соком чистотела или иным красителем. Кисель наливают на плоские камни, обильно смазанные байбачьим жиром, и просушивают, отчего получаются большие тонкие и прозрачные круги. Два таких круга, размером в десяток шагов каждый, склеивают краями, а внутрь напускают болотного газа, собираемого в заиленной старице Карамана. Получается что-то вроде огромной круглой подушки, которую по сигналу Верховного жреца отпускают вверх. Просвечивающий диск, играющий всеми цветами, медленно устремляется в небо и там, по мнению жителей, попадает в землянку Басык-Гурея, осведомляя его о чаяниях и всеобщей любви поднадзорного народа. Случалось, что послание, прежде чем попасть к Басык-Гурею, относило в строну Байконура, или еще куда-то. Тогда поднимался шум, все говорили о летучих тарелках и пришельцах. Конечно, со временем послание раскисает от росы или его размывает дождем. Именно потому ни одно из них не попало в руки уфологов. Здесь не могу не отметить еще раз, что нелепицам об инопланетных тарелках многие охотно верят, а вот в правдивости повествования о жителях Елдым-Бобо сомневаются. И где ж тут логика?

Общественное устройство народа отличается простотой и справедливостью. Армии нет за невозможностью внешнего врага, а суд и стража отсутствуют по причине всеобщего благонравия. Вождь и Верховный жрец правят совместно. Верховного жреца назначает Вождь, когда годы и тяготы служения заставляют увести прежнего Верховного жреца в Прощальный овраг и навеки затворить ему уста белой глиной. Вождя выбирают на пожизненный срок общим открытым голосованием, в котором участвуют все жители старше дюжины лет. Избираемый должен быть хорош собой, крепок телом, плодовит и обязан продемонстрировать знание законов и преданий, кои составляют одновременно и собрание притч, необходимых всякому елдын-бобойцу для каждодневного руководства в жизни. Сказания эти так примечательны, что не изложить их нет ни какой возможности.


Старый. Ленивый.

Сообщение отредактировал astepanov - Воскресенье, 16.03.2014, 18:11
 
astepanovДата: Воскресенье, 16.03.2014, 14:09 | Сообщение # 2
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Сказание о том, откуда пошла есть земля Елдым-Бобо

Сначала мир был неразделенным, и в нем свет и ночь смешаны были со Степью и Караманом, а места для людей не было. Великий дух обитал в этом первородном киселе, и было ему скучно: ни хорошего слова, ни сладкого гороха, ни людей посмотреть, ни себя показать. Тогда отделил Великий дух Караман от Степи, а свет от ночи, и увидел, что получилось красиво и правильно. Потом населил он Степь байбаками, мышами и тушканчиками, засеял ее ковылем-ветрочуем и горькой полынью, а в Караман запустил ленивых карасей и голодных щук, и стало еще лучше.

Затем наковырял Великий дух в Степи белой глины, отчего получился Прощальный овраг, и из той глины решил сработать свое живое подобие, чтобы было с кем поговорить. Но не было у него зеркала, а потому смотрел он, работая, на свое отражение в капельке пота, что висела на носу. Оттого и получилось подобие куда меньше величиной, чем Великий дух. Поглядел он на свое подобие, и сказал: «Ну ладно, так сойдет. Тоже хорошо». И дал Великий дух новосотворенному имя Садам, а себя нарек Басык-Гуреем.

Из остатков глины, чтобы материал не пропадал, сделал Басык-Гурей Злого суслика и выпустил его в степь. И еще маленько глины осталось.

Вот стали Басык-Гурей и Садам вдвоем в Степи жить. Каждый по землянке отстроил, сад развел, вместе на охоту ходят и горох собирают. И так было шесть лун, пока зима не настала.

Утром приходит Садам и Басык-Гурею и плачет: совсем спать стало холодно, согрел бы кто-то! Мне бы хоть кого теплого под бок!

Басык-Гурей ему отвечает: налови байбаков, обдери да сшей теплое одеяло.

На другое утро снова Садам к Басык-Гурею идет: как я тебе байбаков ловить буду? Из чьих волос силки сплету? Сделай мне кого-то теплого под бок!

Басык-Гурей отвечает: наломай конопли, намни да вымочи, оттрепли и отбели, совьешь бечеву для силка.

И снова пришел Садам к Басык-Гурею, слезы льет, сопли по лицу трет, в голос кричит: а кто мне будет коноплю ломать, в Карамане ее мочить, на камнях отбивать? Сделай мне кого-то теплого под бок!

И из остатков глины сделал Басык-Гурей женщину, и назвал ее: А-юю. Увидел Садам А-юю и обрадовался, уж так хороша! Толстая, голос звонкий, волос долгий, зубы черные, ноздря одна, глазами смеется и ртом говорит. И стала А-юю жить с Садамом.

Вот раз говорит Садам: «А-юю, хочу пышек из гороха с пасленом!» Пошла А-юю в сад рвать паслен, а ягоды-то кончились, остались только горькие да зеленые. Стоит А-юю и плачет, хым-хым-хым! Тут подбегает к ней Злой суслик и шепчет: «А ты пойди, А-юю, в сад Басык-Гурея, у него паслен сладкий, черный, крупный, живот веселит и ума прибавляет, Басык-Гурей его от вас с Садам спрятал, один ночью в землянке ест».
Обрадовалась А-юю, побежала в сад Басык Гурея и нарвала паслена.

Вот приходит Басык-Гурей в свой сад и видит: паслен оборван, кусты помяты, земля истоптана. Осерчал Басык-Гурей, ногами затопал, стал кричать: «Садам, иди сюда вместе с А-юю!» Пришли оба. Басык-Гурей спрашивает: «Вы мой паслен съели?» Садам отвечает: «Нет, не я». И А-юю отвечает: «Не я». Басык-Гурей снова спрашивает: «А почему у вас языки и губы синие?» Тут оба и признались.

Заплакал Басык-Гурей, запричитал: «Злые вы, уйду я от вас». «Ну и иди», отвечают Садам и А-юю.

- Ладно, поднимусь на верхнее небо. А вы ко мне приходите, как соскучитесь и устанете.
- А как мы тебя найдем?

- Проще простого. Наберете белой глины в овраге, замажете себе ноздри да рот, и попадете на верхнее небо.

Засмеялся Садам, засмеялась А-юю, нет, говорят, не соскучимся.

И ушел Басык-Гурей на верхнее небо.

Вот прошло с той поры три месяца и заметил Садам, что стала А-юю толстеть с каждым днем в талии, что сделалась она злая и перестала греть его по ночам. Спрашивает Садам: «Что ты, А-юю, гороха переела?» Отвечает А-юю: «Нет, гороха на переела, отстань от меня, уходи в Степь». И Садам ушел в степь на какой-то срок. Вернулся по осени и видит: А-юю снова похудела, прикладывает к груди ободранного байбака, и тот байбак то кричит, то марается. «Это кто таков?» - спрашивает Садам. «Это нам Басык-Гурей прислал сына», отвечает А-юю.

Что ни год – то новые дети у А-юю рождаются. Стала она сварливая, стала обижать Садама и говорить ему злые слова. И заскучал Садам, и понял вдруг, что хочется увидеть ему старого друга Басык-Гурея. Тогда ушел он в Прощальный овраг, где А-юю замазала ему ноздри и рот белой глиной, а потом завалила камнями и песком, чтобы не вздумал вернуться.

С тех пор населили степь потомки Садама и А-юю, отстроили поселение Елдым-Бобо и каждый рождается, чтобы в положенный срок отправиться в Верхние угодья к праотцу Садаму и великому Басык-Гурею. А кто не хочет идти в Прощальный овраг, того утаскивает в свою нору Злой суслик и кусает за пальцы на ногах, и не дает ему одеяла в холодные зимние ночи. И так будет всегда, до тех пор, пока не решит Басык-Гурей, что приспело время смешать Степь и Караман в первородный кисель.


Старый. Ленивый.
 
astepanovДата: Воскресенье, 16.03.2014, 14:10 | Сообщение # 3
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Сказание о том, как невежда с ученым поспорил, да посрамлен был

В давние поры прибыли в Елдым-Бобо два пришлых человека, Студентымы и Бляхамуха. Всем известно, откуда пришельцы берутся: присылает их Басык-Гурей, чтобы налить свежей крови в жилы народа своего в годы, когда родится мало детей или мрет много стариков.

Всем хороши были Студентымы и Бляхамуха: рослые, крепкие, понятливые. И зимы не прошло, как и разговаривать научились, и байбаков наловчились промышлять, да так умело, что даже опытные охотники их сноровке завидовали.

Долго ли, коротко ли, а начались у Бляхамухи непотребные сны: вижу, говорит, прежнюю жизнь, да такую интересную, что и не в сказке сказать, ни пером описать. То снится, как сижу я в землянке – не землянке, шалаше – не шалаше, и едет эта штуковина сама по себе, да так бойко, что за то время, пока моя Гуль-Баны коноплю отбивает, может умчаться аж до горизонта. В другой раз мерещится квадратный пенек с большим глазом, а в том глазу и девки пляшут, и про завтрашнюю погоду говорят, и колесо вертят, и кто ловчее всех колесо крутанет, тому усатый колдун жирных карасей и байбачьих шкур отваливает. А еще видятся землянки в девять ярусов, что выше храма Басык-Гурея, и люди в них на сусликов не охотятся, камыш не сушат, паслен не собирают, а чем живут – то неведомо.

И стал Бляхамуха молодежь соблазнять сказками своими, про двухколесные повозки, да про сладкое яство из холодного сайгачиного молока да яиц трясогузки, и про волшебные пузыри, что светят и не греют, и про штуки, которые надевают, чтобы жену не обрюхатить. И вот собрались молодые охотники и говорят вождю:

- пойдем с Бляхамухой на закат, будем жить с племенем, в котором девки себе ноздрей не соединяют, где брага без паслена сладка, где на горохе свет клином не сошелся.

Подумал старый Вождь и говорит:

- То ложная память в Бляхамухе проснулась. Видать, плох стал Верховный жрец, не владеет уже заклинанием забвения и жженым кирпичом, пора ему в Прощальный овраг. Ну да ладно: не стану вас, падких на ложь, отговаривать, а только ежели завтра не сумею объяснить вам, что сказки Бляхамухи лживы – так и быть, отпущу. Ну, а коли прав окажусь – не взыщите, каждый будет у меня все лето свежей глиной храм Басык-Гурея укреплять, старая-то совсем растрескалась.

Наутро собрал Вождь народ, усадил в тени храма и сказал таковы слова:

- Славный мой народ! Вот смелый воин Бляхамуха, который в прошлую осень не убоялся сразиться с сайгаком в пору гона. Видать, крепко сайгак ушиб голову Бляхамухе, если видятся ему миражи в холодный вечер, если снятся ему говорящие короба, если мерещатся пузыри со светом и полагает он, что есть еще где-то люди, кроме племени Елдым-Бобо. Год нынче славный, байбаков хватает, горох уродился и еды вдоволь, а не то отправил бы я Бляхамуху в Прощальный овраг. Но сердце мое полно жалости, а времена нынче против прежних смягчились, а потому готов я сразиться с Бляхамухой в ученом диспуте, чтобы показать лживость его и невежество, и что духом его овладел Злой суслик, который тащит душу Бляхамухи в свою холодную нору.

И стал Вождь выспрашивать Бляхамуху про его видения, и толковать сны по-ученому, и растолковывать людям об невежестве его.

- Есть ли люди помимо Елдым-Бобойцев? – спрашивает вождь.

- Есть! – отвечает Бляхамуха.

- А как они завелись, если только над нами простер руку Басык-Гурей? – спрашивает вождь.

И возликовал народ, признавая правоту вождя.

- Можно ли землянку строить не вниз, а вверх? – спрашивает вождь. – Можно ли яму наизнанку вывернуть? Разве получится жилище? И кто стал бы в таком жить, коли вышиной оно больше нашего храма? Разве можно заснуть в нем, зная, что в любой миг рухнешь с той высоты, на которой одни птицы обретаются?

И снова поразился народ мудрости своего вождя.

- А разве можно в пузыре свет удержать? Даже малые дети знают, что солнечный зайчик неуловим, что поймать его в скорлупку от яйца дрофы не удастся, потому что в скорлупе темно, а Басык-Гурей еще в момент сотворения мира свет от тьмы навсегда отделил.

- Ура-а-а! – закричал народ. Слава вождю!

- И разве может устоять повозка на двух колесах, не падая? Да и зачем нужны повозки, если воин может и без них убежать от дрофы, а с повозкой нужно всегда два воина: один – чтобы ехать, другой – чтобы везти?

И разве сны наши – не порождение искусов Злого суслика? Они – как горизонт, который отступает от идущего, открывая все ту же степь, бесконечную и неизменную, в целом неотличимую от своих частей и доводящую до исступления однообразием своим? Плохо же учил вас Верховный жрец на уроках философии!

И устыдился народ легковерности своей, а Верховный жрец полечил Бляхамуху вторым обрезанием и половинкой жженого кирпича.

И стало все как прежде. Только стена храма Басык-Гурея украсилась свежей глиняной обмазкой.


Старый. Ленивый.

Сообщение отредактировал astepanov - Понеделка, 17.03.2014, 01:01
 
astepanovДата: Воскресенье, 16.03.2014, 14:11 | Сообщение # 4
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Сказание о влюбленном Рустаме и прекрасной Юль-юль

Давно это было. Раз ночью прошел сильный дождь и размыл межу между гороховыми полями, что принадлежали Верхней и Нижней улицам в славном Елдым-Бобо. Утром пришли жители на поле и видят: не поймешь, где чей горох. И стали они спорить, и обижать друг друга словами, и показывать на небо средними пальцами, призывая в свидетели Басык-Гурея, а потом и вовсе подрались. Так и не решили, где чей горох.

С той поры стали улицы враждовать, и как встретятся двое жителей с разных улиц – так друг друга ругают, показывают языки, а потом кидаются серой площадной пылью и бьют друг друга до синяков.

Уж как их старый Вождь увещевал, стыдил – и все ни в какую. Что не дальше, то сильней вражда: вот уже и жен с супротивной улицы никто брать не стал. И положил Вождь: если кто впредь поднимет руку на жителя соседней улицы, того отведут в Прощальный овраг, невзирая на доблести и заслуги, и досыта накормят белой глиной.

Однажды, в канун года Лысого Тушканчика, собрались три товарища – Бляхамуха, Студентымы и молодой Рустам – чтобы омыть свои тела от грехов и степной пыли в священных водах Карамана. И был у них еще один повод для встречи: должен был Рустам вскорости жениться на соседке своей, нежнейшей Сикись-Накись. И вот, на берегу заводи Карамана, перебрали друзья гороховой браги и разум их замутил Злой суслик. В час, когда должен был молодой Рустам направиться в землянку своей невесты Сикись-Накись, чтобы в знак любви вложить указательный перст в ее ноздрю а потом отвести к себе домой, пала на землю мгла и все тропы стали зыбкими и неверными. Путем, извилистым как кишечник байбака, двинулся Рустам и попал на Верхнюю улицу, к землянке самого злостного разжигателя вражды между Верхней и Нижней улицами. И попал не вовремя: в тот вечер устроил владелец землянки празднество по случаю помолвки своей дочери, яснолобой Юль-Юль. Дабы не быть узнанным, намазал Рустам щеки и нос серой золой и ступил к праздничному костру.

И увидела Рустама Юль-Юль, и загорелось сердце ее, как вспыхивает капля жира, упавшая в костер с тушки осеннего суслика. И Рустам воспылал огнем, подобным пожару в сухом камыше от молнии, и кровь наполнила его голову и вытеснила оттуда память о нежной Сикись-Накись. В тот же вечер Рустам поведал о своей страсти Юль-Юль, и она не отвергла его, а затем долго они рыдали и оплакивали свою незавидную долю, потому что отцы их были с разных улиц.

А поутру, когда истомленный слезами и любовью, шел Рустам к себе домой, то повстречал Бляхамуху, с которым направился к землянке старой Чулканихи, чтобы отведать гороховой браги и укрепить телесные силы копченым окороком байбака.

Любви всегда сопутствует беда, которая и не замедлила себя ждать: кузен прекрасной Юль-Юль встретился на пути товарищей и стал всячески их обижать, и называть камышовыми выпями, и драными сусликами, и сайгачьими хвостами. И тогда обиделся Рустам за своего друга и ударил кузена Юль-Юль в левую скулу, отчего выскочил на скуле здоровенный синяк. Заплакал кузен – хым-хым-хым! – и побежал к Вождю жаловаться на Рустама.

А Рустам тайно пробрался к Верховному жрецу и уговорил того обвенчать его с Юль-Юль. Той же ночью он вложил палец ей в ноздрю, а она укусила его за мочку уха, что означало соединение навеки. Утром измученные любовью и тревогой супруги расстались, Рустам укрылся от гнева Вождя в камышах у дальней заводи Карамана.

А родителям Юль-Юль и невдомек, что дочка их уже замужем, что враг семьи, присадивший синяк на лик их родственника, сам стал их зятем! И повелели родители Юль-Юль готовится ей к свадьбе.

Зарыдала Юль-Юль, окропила слезами шесть юбок из лучшей поскони, две подушки из рогозного пуха и одну любимую подушечку из сусличьих хвостиков. Но не внял грозный отец мольбам дочери и в знак предстоящего свадебного пира стал дудеть у входа в землянку в тростниковые дудки, начал бить в барабан, обтянутый щучьей кожей и велел разжечь костры, чтобы варить гороховую кашу для гостей.

А Рустам, что прятался в камышах у Дальней Заводи, услышал звуки тростниковых дудок и грохот барабанов, увидел дымы костров близ землянки, где жила Юль-Юль, и решил, что теперь она отдана другому навеки. Тогда наклонился Рустам низко-низко, погрузил голову в болотную воду и стоял так, покуда дыхание в нем ни кончилось.

К ночи отпросилась Юль-Юль у родителей набрать крупного паслена для свадебного пирога, а сама побежала к Рустаму. Недолго рыдала она над его телом и последовала вслед за ним, рассчитывая соединиться с любимым в садах Басык-Гурея.

Вскоре тела влюбленных нашли, а старый Верховный Жрец отпел их и приказал отнести в Прощальный овраг.

Кузен Юль-Юль залечил синяк и, плача, простил Рустаму все обиды, приняв на себя часть вины за его смерть.

Старый Вождь плакал оттого, что ослушались его приказа, и ослушников не удастся отвести в Прощальный овраг.

Сосватанный родителями Юль-Юль жених плакал просто от обиды и потому, что ему не досталось приданое.

Жители верхней улицы плакали, ибо им не довелось отведать свадебной гороховой каши.
Жители нижней улицы рыдали за компанию со всеми.

Бляхамуха и Студентымы решили, что впредь не будут пить бедоносную гороховую брагу, и выпили напоследок, а выпивши, пролили немало слез по своей прошлой пьяной и будущей беспутной жизни.

И только старый Верховный Жрец, который все и устроил, знал, что междуусобица кончилась и наступил мир.


Старый. Ленивый.
 
astepanovДата: Воскресенье, 16.03.2014, 14:11 | Сообщение # 5
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Сказание о вкусной да здоровой пище

Над широким Караманом
Расстилается туман.
Вышел месяц из тумана,
Что-то вынул из кармана,
Стал рассказывать роман
Про сады Басык-Гурея,
Про красотку А-юю.
Подходи. Садись скорее.
Слушай. Я тебе спою.

Это зачин, присказка. А вот вам и сказка.

Раз пошли на охоту Бляхамуха и Студентымы. Были они великими искусниками и скоро добыли и жирных байбаков, и шустрых пестрых сусликов, и насобирали по полной шапке трясогузочьих яиц в ольховнике. Тогда спустились они к берегу Карамана и, размотав бредешок из поскони, наловили ленивых карасей да колючих раков, и затем развели костер, дабы приготовить обед и наполнить силой тела, истомленные промыслом.
И вот напекли они раков, на ивовых шампурах нажарили сусликов, карасей да щук и прочей снеди, и стали обедать. Бляхамуха сметелил жирного байбака – и Студентымы уговорил такого же и косточки обглодал. Бляхамуха одолел пяток карасей да сухую щуку – и Студентымы от него не отстал. Бляхамуха закусил полшапкой яиц – и Бляхамуха вдвое больше съел. А когда легли они в тень крутого берега и откупорили сухую тыкву с гороховой брагой, сладкой от черемухи, то спросил Студентымы у Бляхамухи:

- Скажи мне, Бляхамуха, отчего ты собою толст и гладок, как осенний сайгак, а я – тощ и костляв, как тот же сайгак после зимней бескормицы; почему твой живот кругл и не дает тебе увидеть срамного места, а мое чрево приросло к спине и пупок подобен тушканчику, смотрящему на дрофу?

И ответил Бляхамуха:

- Смотрю я на тебя, доблестный Студентымы, и удивляюсь: в битве застольной ты мне нисколько не уступаешь, аппетит твой подобен грозному волку, который ворвался в стаю цапель на осеннем льду, он столь же яростен, как и щука, что не давится костлявой плотвой, глотая ее с хвоста. Но куда девается вся эта снедь, не оставляя блеска своей славы на твоих боках? Почему седалище твое не трясется от сладкого жира и нет на нем тех же умилительных складочек и ямок, что обильны у сытого младенца? Почему я красив и справен, а ты сух и ломок, как очерствевший на горячем камне гороховый кисель?

Обиделся Студентымы на такие речи своего товарища и побратима и не разговаривал с ним, покуда шли они домой, отягощенные обильной добычей и сытным обедом.

С тех пор стала жизнь не мила для Студентымы: и жена-то у Бляхамухи краше, и землянка просторнее, и паслен в огороде слаще… А Бляхамухе все по сухому бревну: по-прежнему с другом приветлив, все так же ласков. И от того еще больше стал завидовать Студентымы, налился горькой желчью и черной кровью.

А жена у Студентымы была мудра и стала молиться Басык-Гурею:

- Отец наш в небесных садах, создатель Садама и А-юю! Муж мой стал скорбен телом и духом, не сладок ему кисель со спелой черемухой и кислым крыжовником, не согревает его мой теплый бок, не радует проказами наследник. Научи меня, как мужу помочь!

Ночью приснился жене Басык-Гурей, большой, как летняя грозовая туча. И сказал ей Басык-Гурей, потрясая погремушкой из сайгачьего черепа с горохом внутри:

- Ступай к Верховному жрецу, расскажи о своей беде, он поможет.

Обрадовалась женщина, зажала расщепленной веткой ноздрю, чтобы не оскорблять дыханием своим Верховного жреца и, отыскав его в храме, рассказала обо всем.

На следующий день призвал к себе Верховный Жрец Бляхамуху и Студентымы и стал их расспрашивать, и дознаваться, и светить в глаза солнечным зайчиком от белого кварца, и смотреть – не потеют ли у них ладони и не прерывается ли дыхание, и сличать слова и водить пером дрофы по столу. Убедился Верховный жрец, что оба правдивы, подумал и повел их обоих в землянку, где хранился Священный горох, по дороге рассказывая удивительную историю:

- Ведомо, что Басык-Гурей создал Степь и Караман из духовной субстанции, материализовав ее. И для каждой вещи бог создал идеальный образ, сиречь понятие. А чтобы понятия нельзя было сделать материальными, он запер их в особых отражениях, названных знаками. И все те знаки собрал Басык-Гурей в тайном предмете, похожем на кирпич, составленный из тончайших листов. Однажды в древние времена, когда случился недород на младенцев, прислал Басык-Гурей пришлого человека в Елдым-Бобо, и с ним был тот самый кирпич. И было это лучшим подтверждением прямой связи Басык-Гурея со своим народом и проявлением благорасположения. Те знаки нельзя назвать по именам, потому что древний язык Басык-Гурея и Садама забыт, но пришлый человек, которого трижды обрезали и немедля сделали первым Верховным жрецом, научил называть те понятия на языке Елдым-Бобо, глядя на листы священного кирпича - скрижали. С тех пор каждый храмовый служка учит наизусть те тайные слова, чтобы обращать их в молитвах к Басык-Гурею и черпать из них мудрость.

Тем временем пришли они к землянке со Священным горохом и спустились в нее. И в дальнем углу под охапкой сухой конопли лежала скрижаль удивительного вида. Открыл Верховный жрец скрижаль, и увидели они, пораженные, картину, на которой изображены были два высоких и узких вверху сосуда как бы из темного льда, а рядом – другой сосуд, прозрачный как замерзшая вода и наполненный пенистым напитком цвета отвара из зверобоя. А поблизости виделась низкая плошка, белая как снег, украшенная изящными узорами, с моченым горохом. И лежали рядом нож невиданно тонкой работы и трезубец с костяной рукояткой.

Долго дивились бы Бляхамуха и Студентымы на чудесную картину и на другие изображения, но Верховный жрец забрал скрижаль и сказал:

- Согласно обряду, трижды наугад переверну я листы, и расскажу, что означают тайные слова, и потом будет ясно, как лечить вашу беду.

И первый раз открыл он скрижаль, и начал водить по знакам пальцами, произнося грозные слова:

«Одним из важнейших факторов внешней среды является пища, которая переходит во внутреннюю среду организма и участвует во всех жизненных процессах. Пища оказывает влияние на состояние центральной и периферической нервной системы, а через нее и на весь организм.»

И спросил Верховный жрец:

- Принимаешь ли ты, Студентымы, сии слова на веру?

- Да, - ответил Студентымы, - и ими руководствуюсь каждодневно! Только за ради пользы организма и кормлюсь, и прочие дела учиняю!

- А ты, Бляхамуха, не впадаешь ли в ересь, не отвергаешь ли мудрости древней скрижали?
- Нет, - отвечал Бляхамуха, но пользу от питания держу на окраинах ума, а за первейшую цель полагаю удовольствие.

И снова Верховный жрец раскрыл скрижаль. Поднялась пыль по углам землянки, летучие мыши заметались в воздухе, страшно зазвучал голос в полутьме:

«Приблизительно в центре стола поместите блюдо с жарким, справа и слева от него — блюдо с рыбой и другими закусками. Между блюдами расположите тыквы с брагой и кувшины с пасленовым и черемуховым соками. Соусники с подливкой расставьте в нескольких местах, в зависимости от величины стола и числа ужинающих.».

- Свято соблюдаете ли вы правила сервировки? – спросил Жрец.

- Я всегда располагаю жаркое посредине стола, а рыбу – слева от него, - сказал Студентымы.

- А я не вижу иной возможности поставить жаркое, - отвечал Бляхамуха, - потому что раз оно занимает весь стол, то, значит, и середину. Ну, а уж брага между блюдами – это святое. Какая ж радость от еды без браги?

И в третий раз открылась страшная скрижаль и произнес Верховный жрец, водя наслюнявленным пальцам по бороздкам черных символов:

«Под руководством нашего славного Верховного жреца и могучего Вождя народы нашей необъятной и могучей Елдым-Бобо в радостном, героическом и творческом труде воздвигают величественное здание светлого будущего, претворяя в жизнь многовековую мечту человечества о построении нового общества, об изобильной, счастливой и радостной жизни.

… Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением».
От таких страшных слов упали побратимы на колени и стали каяться в грехах: Бляхамуха признался, что сроду не строил величественных зданий, а Студентымы повинился, что порой ел помногу только для того, чтобы не уступить в доблести Бляхамухе.
Тогда задумался старый жрец и, помолчав, рек:

- Хорошо. Прочитаю вам еще один кусочек из древней скрижали, а вы сами растолкуйте мне его тайное значение. И стал нараспев говорить:

«Облупя два фунта яблок, вынь из них семечки. Насыпь десятую часть фунта тертого горького миндалю и добавь четверть чашки простоквашной сыворотки. В двухведерный дубовый бочонок, облитый по стенкам воском, положи до верху лучших бананов, перекладывая их яблоками, миндалем и поливая соком. Не забудь пересыпать солью, которой потребно будет один фунт. Сверху положи банановых же листьев и укропу, смородинового листа, две головки чесноку и фунт померанцев. Накрой чистой портянкой. Укупорив бочонок неплотно крышкой, опусти его в погреб. Через неделю, когда соленье забродит, сними сверху пену и добавь, не перемешивая, стакан клюквы или брусники. Еще через неделю кушанье будет готово. Подавать к мясу и птице с маринованными грибами и запивать подогретым красным вином, наподобие хереса. Кушанье весьма здорово, способствует крепкому сну и правильному пищеварению."

Подумавши, Студентымы так сказал:

- Думаю, что поведано нам о процедуре, ведомой лишь Басык-Гурею. Мыслю, что чрез нее производит он свое бессмертие и могущество и, коли действия, тобою, жрец, описанные, были бы доступны разумению, то общественная польза и благоденствие каждого были бы обеспечены на века.

- А я, - молвил Бляхамуха, - вижу тут несомненный рецепт некоего яства, сходного с тем, что готовит старая Чулканиха из щавеля и зеленого чеснока, собранных на луговине возле Карамана. Ох, как же идет брага под эту закуску! Вот только что такое померанцы?

Тогда поднял старый жрец непутевых соплеменников и повел их к свету, предварительно спрятав скрижаль, а попутно поучал:

- От того ты, Студентымы, тощ и худосочен, что видишь в жизни только пользу, а видеть надо радость, ибо польза условна – что одному в прок, то другому – смерть, а радость хоть и преходяща, зато и бодрит тело, и оживляет дух, и соединяет и то, и другое в гармонии. А потому ешь не сколько надо, а сколько хочется, спи не в меру, а досыта, а коли есть нечего – так радуйся, что завтра еда покажется слаще, жена – толще. Гляди на солнце щурясь, а на тучи – полным взором, работай так, чтобы к вечеру рваться в землянку, а утром тянуло на работу, пой песни, коли тянет, и молчи, когда молчится – и станешь тучен, как Бляхамуха, и даже втрое справнее.

И так оно и сталось.


Старый. Ленивый.
 
astepanovДата: Воскресенье, 16.03.2014, 14:14 | Сообщение # 6
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Сказание о Влаге нечестивого познания

В те далекие времена, когда время было совсем новым и еще ползало на четвереньках, пуская пузыри и гуля, когда каждый житель Елдым-Бобо мог доподлинно указать место в прощальном овраге, где упокоился прародитель Садам, когда женщины еще не подрезали уздечку носа, потому что у них была одна ноздря, правил своим народом вождь по имени Курсак, а Верховным жрецом был старец Бузулук.

Был Курсак молод и горяч и хотел прославиться в веках справедливостью и милосердием своего правления, а пуще того жаждал так обустроить Елдым-Бобо, чтобы впредь не было ни нужды, ни горестей.

Бузулук же был преклонен годами и искал одного лишь покоя, поскольку полагал, что мудрость земную постиг сполна, и лишь одно оставалось для него непонятным: куда девается свет, когда наступает ночь, и отчего бабы брюхатеют.

Вот однажды, когда зимняя стужа загнала елдым-бобойцев в землянки к очагам, пришел Вождь к Верховному жрецу, чтобы потешиться мудрой неспешной беседой и гороховой брагой под треск соломы, сгорающей в очаге. Долго сидели они, уговорив здоровенную сухую тыкву браги и перебрав все темы, обычные для мужчин во все времена: и о том, будет ли обилен суслик в следующем году; и про то, что прежде девки были краше, а нравственность выше, но радеть о благонравии – все одно что садиться на рыбий хребет; и о мироустройстве: отчего земля никуда не падает, коли на ней такая тьма народу? – и о многом другом. А под конец беседы посетовал вождь Курсак, что мудрость земную превзошел, но не нашел утешения, ибо не узрел в ней окончательности, а потому не может с легким сердцем готовиться к походу в Прощальный овраг. А Бузулук в ответ признался, что и сам бы не прочь найти такой источник мудрости, который позволил бы из всяких бед выбирать меньшую и в любом суде быть справедливейшим. И открылся Вождю старый Жрец, что, раз мудрость, доставшаяся от Басык-Гурея, усвоена до последней крохи, то подумывает он о том, чтобы идти на поклон к врагу рода человеческого, к Злому суслику, дабы от него напитаться тем холодным знанием, от которого в пресыщении сам устремляет человек стопы свои в Прощальный овраг.

Вождь же, поначалу ужаснувшийся от такого кощунства, поразмыслил и сказал, что ради народа своего готов он и живот положить и лишиться в посмертии места близ Басык-Гурея, но все ж рассчитывает, что чистота помыслов будет ему засчитана и в верхние сады его пропустят, пусть и не сразу.

Тогда порешили они, что каждый будет на сон грядущий нечестиво молиться Злому суслику, а сны свои будут запоминать, чтобы обрести искомую мудрость.

И сделалось так, как придумано, а в третью ночь увидел Жрец во сне, что надобно собрать удивительный снаряд, Аппаратом именуемый, из двух больших чаш из обожженной глины и сосуда из тыквы, а Вождю приснилось, что чашу мельче следует водрузить на глубокую, в глубокую же налить два полных бурдюка гороховой браги, а поверху пустить сосуд из тыквы; в верхнюю же чашу насыпать колотого льда. И, разведя под чашами огонь, сутки творить премерзкие молитвы Злому суслику, и тогда от соединения жара и холода в тыквенном чреве зародится сама собой Влага Нечестивого Познания.

Укрывшись в землянке Вождя (ибо не решились нечестивцы творить злодеяние в храме), собрали они Аппарат над очагом, и питали огонь сухим камышом и кизяками, и носили с Карамана колотый лед, и совершали ужасные обряды, сами страшась своего святотатства. А когда красная заря высветила восток, завершили они бдения и подняли верхнюю чашу, и достали из зловонной горячей жижи, в которую обратилась брага, тыкву, наполненную Нечестивой Влагой.

В тот же день испили они из тыквы, и познали такие истины, которые добропорядочный человек и представить себе не может, и бесновались, и пели ужасные песни про то, как шумит камыш и гнутся кусты ольхи близ Карамана, и про то, что в саду не слышно шорохов и все до утра почило, и даже звали какую-то красотку кататься при луне. И, не умещаясь в головах, вызвали эти истины жуткую боль и жажду, кою Вождь и Верховный жрец утолили все той же брагой.

Так прошло три дня, и добропорядочные елдым-бобойцы, выходя из землянок по нужде, видели, что над жилищем Вождя курился вонючий дым и слышали, как из-под земли доносилось жуткое завывание. И уходили добрые люди в великом страхе и смущении, полагая, что настали последние времена.

Между тем, кончилась Влага Нечестивого познания, опустел последний бурдюк с брагой, сгорела последняя вязанка сухого камыша. Тогда собрал Жрец народ Едлым-Бобо на площади перед храмом Басык-Гурея, а Вождь сказал такие слова:
- О, добрый мой народ!

Мы с Верховным жрецом, пребывая в непрестанном радении о всеобщем благополучии, преисполнились новой мудрости и обзавелись всемогущим Аппаратом. Скоро всякий наш гражданин сумеет припасть к источнику животворящей влаги, скоро все мы будем веселыми, мудрыми и здоровыми. Пока же ввожу я всеобщий подоходный налог на содержание Аппарата. С каждой землянки принесите к храму по два бурдюка браги, по рогоже гороховой муки, по кулю сухой черемухи, по пять вязок камыша и по десятку кизяков.

Народ возликовал, ибо зимние ночи длинны и время кажется застывшим в неодолимой скуке, и сказки все давно уже рассказаны, и даже теплые жены опостылели хуже горькой полыни. Вскорости выросли близ землянки Вождя гора из топлива, штабель из бурдюков, холм из гороховой муки да сушеной черемухи.

И снова по ночам слышались дикие песни и хохот и стлался над заснеженной улицей вонючий пар. Прошло еще сколько-то времени – и из числа храмовых служек набрал Жрец истопников и бдельщиков при Аппарате, а Вождь призвал молодых девок, чтобы творить брагу и услаждать слух песней про А-юю, а взор – танцами в непотребном виде.
В скором времени и истопники, и плясальщицы-брагодельницы отведали Влаги познания, и по утрам половина Елдым-Бобо маялась от головной боли, жажды и рези в глазах. Тут подошла весна, и вдруг выяснилось, что сеять нечего: семенной горох съеден Аппаратом!
А в степи просыпались суслики – костлявые, исхудавшие за зиму, такие, которых сроду никто не ел – и немедля разбегались, напуганные вонью и страшными песнями.

И снова собрался народ на сход возле храма Басык-Гурея, и требовал Вождь гороховой муки и черемухи – но истощились закрома, и стояли люди хмурые, потупив взоры и не зная, где взять для кормления Аппарата.

Тут вышла вперед старая Чувылиха, такая древняя, что многие полагали, что она еще самого Саддама тетешкала, хоть того и не может быть, и сказала: «Это что же вы, винопийцы проклятые, алкаши позорные, по миру нас пустить хотите? Есть у меня в заначке рогожа гороха, только шиш вы получите, а не горох. Я раньше вас родилась и позже в Овраг уйду, а вас утащит Злой Суслик в свою нору, и будет кусать за пальцы на ногах!»

И, повернувшись к правителям, задрала Чувылиха подол и приняла позу покорного неуважения.

Тут и остальной народ расшумелся и стал обиды, учиненные Вождем и Жрецом, перечислять, а больше всех старались те, кому не досталось испить Влаги познания.
Напрасно увещевали людей Вождь и Жрец, обещая в скором будущем благие перемены, ибо пустой живот – лучший проводник скорых революций. Тут же повязали правителей лыковыми веревками и постановили отвести позже в Прощальный овраг, а Аппарат заставить служить народу денно и нощно, пока не просветлеют рассудки, и лишь по общественному оздоровлению, когда закончится посевная и придет пора свадеб, выбрать нового вождя, а прежних правителей до той поры заключить в бесхозной землянке.

День и ночь горел огонь под круглыми сосудами, и сливали в бездонное чрево Аппарата и спитой отстой от черемухового взвара, и перебродившие семена степных трав, откопанные в брошенных сусличьих норах, и вовсе непотребные ингредиенты. Кое-как кормились от реки, наскоро вытаскивая за усы обитателей из рачьих нор; копали горькие корешки и съедали, наскоро ополоснув в Карамане; отрывали сорочьим птенцам головы и харчили вместе с костями и перьями. Шло время, и хотя иные говорили, что пришло просветление и снизошла невиданная мудрость, лучше не становилось. А скоро и вовсе стало худо, когда кого-то надоумил Злой суслик раздеться донага и бегать по зарослям цветущей конопли, а потом обломком перловицы соскабливать пыльцу с грязью с тела, чтобы положить эту грязь на раскаленный в костре камень и вдыхать зловонный дым.

Осенью собрались жители Елдым-Бобо, чтобы избрать нового вождя. И стали иные судить да рядить: не нужно ли избрать его не пожизненно, а на три года, чтобы не фордыбачил? А другие говорили, что жить нужно по древним, еще Саддамом заповедованным правилам, и коли избирался вождь пожизненно – то так быть должно и впредь. Спорили они спорили, пока не стали хватать друг друга за грудки, и называть друг друга обидно, и плеваться жеваной черемухой, а иные даже и подрались чуть не до крови. Так и не выбрали в Елдым-Бобо вождя, отчего дела в селении пришли в полный упадок. Никто не мел улицу и сор заполнил ее целиком. Храм Басык-Гурея остался не обновленным, старая глина на фасаде растрескалась и повисла безобразно. Никто не делил землю близ Карамана, и из-за земельных раздоров лучшие огороды остались бесхозными; разрушились плотины на реке, рыба ушла вся, и только ленивые раки укоризненно шевелили усами.

По ночам стали приходить к селению невиданные до той поры огромные, с доброго сайгака, шакалы и выли страшно. Многие слышали над степью свист, от которого в жилах стыла кровь, и догадывались: то Злой суслик насмехается над жителями Елдым-Бобо и готовится утащить их в свою холодную нору. Закрома оставались пустыми, гороху почти не запасли, потому что все собирали и сушили черемуху. Никто не запускал в ту осень и летучих посланий в Басык-Гурею, а потому иные ожидали, что Создатель обидится и окончательно отвернется от своих детей. Никто не кормил Вождя и Жреца, землянку, где были узники, было некому охранять, и бывшие правители то уходили в свои пустые землянки, то возвращались в узилище. Все так же горел сухой камыш под Аппаратом и, наконец, случилось страшное: молодой охотник из крайне землянки явился к жене на четвереньках, а та отходила благоверного глиняным горшком, от чего у несчастного отнялся не только язык, но и неуказующий перст.

Наконец, состоялся новый сход, на который явились жители безо всякой надежды, понурые и безразличные. И так бы ничем добрым дело не кончилось, но выручила все та же Чувылиха: пришла последней, а в руках ее были осколки чаш от Аппарата.

«Вот!», - сказала она, бросая осколки на землю. «А больше таких и нету! Хоть рвите меня на части, хоть ведите в Прощальный овраг!» И признали жители Елдым-Бобо правоту старой бабки, и сказали ей: «Бабушка Чувылиха, раз уж ты так мудра, то научи нас, неразумных, как нам быть: выбирать ли вождя пожизненно, как и заповедал нам праотец Садам, или на время, чтобы не зазнавался, а у нас была надежда избавться от безумца, коли выйдет ошибка?»
И сказала им старая Чувылиха: «Жить нужно по заветам, выбирая вождя пожизненно, но при этом на определенный срок. А для выборов нужно вырыть в особой землянке две избирательных ямы, в каждой по столбу. Пусть одна избирательная яма зовется Урной справедливости, а другая – Урной надежды. И в урну справедливости посадим кандидата, привязав его к столбу. Тогда пусть каждый житель Елдым-Бобо войдет в Избирательную землянку и там, в одиночестве и поразмыслив, неузнаваемый высыплет в одну из ям горшок белой глины из Прощального оврага. Жителей у нас две дюжины дюжин, и коли из каждых троих двое опростают горшки в Урну справедливости, то получится, что у избираемого срок кончился прямо на выборах. А коли он любезен нашему сердцу, то доживет до следующего срока в радениях и заботах, потому что иначе выборов ему не пережить.»

«Ну, а коли найдется такой злодей, что захочет два горшка высыпать?» - спросил кто-то.
«А и в том большой беды нет», ответила Чувылиха. Поставим у входа в Избирательную землянку самых уважаемых наблюдателей, кои будут всем, кто вошел в землянку, ставить отметину соком водяного крестоцвета на лбу. Всем ведь ведомо, что смыть эту отметину раньше, чем по прошествии трех дней, нельзя».

И подивились люди мудрости старой женщины, и предложили ей стать вождем. Но отговорилась бабушка тем, что сроду не было вождей из бабьего племени, а в узилище томится законно выбранный властитель и его, коли пожелает, и надобно пригласить к правлению. Так оно и сталось, и – вот чудо! – правил потом Курсак и срок, и два, и до той поры, пока не забрал его к себе Басык-Гурей. И старый Жрец служил долго верой и правдой, а беды, что свалились на народ Елдым-Бобо, развеялись как дым, оставив след свой лишь в преданиях.


Старый. Ленивый.

Сообщение отредактировал astepanov - Воскресенье, 16.03.2014, 14:15
 
trikato_45Дата: Понеделка, 17.03.2014, 11:22 | Сообщение # 7
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Елдым-Бобо

Ну, начнём читать понемногу...
Цитата astepanov ()
В садах, что украшают поселение и имеются близ каждой землянки, обильно произрастают всяческие плоды и фрукты, как то: паслен, крыжовник, репа и черемуха.

Предложение получилось канцелярским. Как отрывок читаешь из учебника биологии. На фоне остальных выделяется и не смотрится.
Цитата astepanov ()
Из плодов последней, смешав их с гороховой мукой, выделывают отменно крепкую брагу.

Я бы изменил выделенное слово таким образом - отменнУЮ.
Цитата astepanov ()
Новообретенных жителей инициировали по старому обряду, устроив обрезание, вслед за которым Верховный жрец произнес Заклинание Забвения: «Кто старое помянет, тому глаз вон!», и жестами объяснил, в чем его суть, а также подкрепил несильными, но значимыми ударами по темечку половинкой жженого кирпича.

Я бы раздел предложение на два.
Цитата astepanov ()
На небе, помимо Солнца, им ведомы луна, месяц и звезды, по которым Верховный жрец предсказывает приближение весны и начала сева гороха.

Почему выделенное с большой буквы, если остальные светила с маленькой?

Ну, начало заинтересовывающее. Есть что-то такое, что заставляет улыбнуться некоторым моментам, немного помечтать, представив ситуацию в этом необычном поселении и тп. Надо сказать, что оно действительно необычное. Хочется автору поверить и нарисовать себе картину в голове, как же живут там вообще.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
astepanovДата: Понеделка, 17.03.2014, 12:25 | Сообщение # 8
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Цитата trikato_45 ()
Предложение получилось канцелярским. Как отрывок читаешь из учебника биологии. На фоне остальных выделяется и не смотрится.

По этому поводу могу только процитировать Гоголя: "Пока ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких недель, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок..." Грамматическая и стилистическая общность очевидна. И преднамеренна, кстати.
Цитата trikato_45 ()
Я бы изменил выделенное слово таким образом - отменнУЮ.
Но в этом случае изменится смысл - брага из отменно (т.е. очень) крепкой станет отменной - т.е. качественной.
Цитата trikato_45 ()
Почему выделенное с большой буквы, если остальные светила с маленькой?
Здесь, безусловно, моя погрешность.


Старый. Ленивый.
 
trikato_45Дата: Четвержище, 20.03.2014, 13:16 | Сообщение # 9
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Сказание о том, откуда пошла есть земля Елдым-Бобо

Прочитал, почти ничего не заметил, слишком уж легко дался этот отрывок. Всё просто, доступно и понятно, написано хорошим слогом. Несколько раз улыбался, а значит автору удалось добиться в этом успеха.
Я понимаю, что в этих небольших рассказах вы хотите показать карикатуру на сотворение нашего мира, а так же есть и отсылы (как в этом) к священному писанию. Но читается всё равно весело. Юмор получился совсем не злой, как зачастую бывает.
Цитата astepanov ()
Сначала мир был неразделенным, и в нем свет и ночь смешаны были со Степью и Караманом, а места для людей не было. Великий дух обитал в этом первородном киселе, и было ему скучно: ни хорошего слова, ни сладкого гороха, ни людей посмотреть, ни себя показать.

Цитата astepanov ()
Басык-Гурей ему отвечает: налови байбаков, обдери да сшей теплое одеяло.

happy




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
astepanovДата: Четвержище, 20.03.2014, 13:35 | Сообщение # 10
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
trikato_45, о сотворении мира речь идет только в этом отрывке.
С повторами однокоренных у меня, оказывается, хроническая беда. Буду править.
Спасибо. Надеюсь, что и остальной текст добьете.


Старый. Ленивый.
 
trikato_45Дата: Четвержище, 20.03.2014, 13:37 | Сообщение # 11
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Надеюсь, что и остальной текст добьете.

Одной левой biggrin Просто читаю по чуть-чуть.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
trikato_45Дата: Субботтаж, 22.03.2014, 11:37 | Сообщение # 12
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Сказание о том, как невежда с ученым поспорил, да посрамлен был

Продолжаем...
Цитата astepanov ()
- Ура-а-а! – закричал народ. Слава вождю!

Я не понял тут с выделенными словами: это крики народа или же слова уже автора? Если первое, то должны быть написаны после тире, которого не хватает в связке.
Интересно получилось. Больше всего порадовало название рассказа - оно явилось полной противоположностью тому, что описано в тексте. То есть это не невежда спорил с учёным и проиграл, а невежественный человек выступил в роли учёного, которого уже просто не переубедить по определению, ибо он понятия не имеет о чём говорит. Так зачастую и получается в нашей жизни. Ты пытаешься что-то доказать человеку, который к поднятой теме имеет самое дальнее отношение из тех, что можно себе вообще вообразить. Через какое-то время разговора начинаешь понимать, что бьёшься головой о стену и её не пробить.
Вообще, вот пока третий рассказец прочитал из этого цикла и скажу, что автор пишет интересно и увлекательно. Стиль исполнения подобран, как нельзя лучше. Легко себе читаешь, улыбаешься, представляешь этакую деревеньку и наслаждаешься чтением. Тут, конечно, не для дисера по философии тексты, но для расслабухи после работы и просто для интересного времяпровождения вполне себе подойдут.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
astepanovДата: Субботтаж, 22.03.2014, 23:42 | Сообщение # 13
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Цитата trikato_45 ()
это крики народа или же слова уже автора?
Это, разумеется, прямая речь народа. А вот грамматика у автора хромает - "трояк" по школьному русскому языку дает о себе знать.
Цитата trikato_45 ()
Тут, конечно, не для дисера по философии тексты
Ну, дык я и написал этот текст просто для удовольствия - прежде всего для собственного. С оглядкой на потенциального читателя.


Старый. Ленивый.
 
NebangДата: Воскресенье, 23.03.2014, 09:59 | Сообщение # 14
Революционер
Проверенный
Сообщений: 301
Награды: 3
Репутация: 6
Статус: в реале
Замечательно, интересно, читается без запинки - что важно. Грамматических ошибок не нашел. Пока прочитал вступление. Буду читать дальше! biggrin
 
astepanovДата: Воскресенье, 23.03.2014, 12:16 | Сообщение # 15
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Nebang, удовольствия при чтении!

Старый. Ленивый.
 
trikato_45Дата: Вторка, 25.03.2014, 00:05 | Сообщение # 16
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Сказание о влюбленном Рустаме и прекрасной Юль-юль

... продолжаю...
Цитата astepanov ()
Раз ночью прошел сильный дождь и размыл межу между гороховыми полями, что принадлежали Верхней и Нижней улицам в славном Елдым-Бобо. Утром пришли жители на поле и видят: не поймешь, где чей горох. И стали они спорить, и обижать друг друга словами, и показывать на небо средними пальцами, призывая в свидетели Басык-Гурея, а потом и вовсе подрались.

Ох, какое вступление, а вернее наступление на читателя звонких согласных. Теперь, автор, попробуйте прочитать это вслух и почувствуйте фоническое благозвучие. Я прочёл и прочувствовал.
Предлагаю сократить на треть, это как минимум.
Это переделка "Ромео и Джульетты"? Не так весело и интересно написано и представлено, как это было в тех отрывках, которые я прочитал ранее, но тем не менее вполне читаемо. Хотя, я бы попробовал добавить остроты и улыбки. Вернее, я сам бы не смог, потому что совершенно не имею никакого отношения к иронической литературе, но вот, если у вас она получается, должно и тут получиться.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
astepanovДата: Вторка, 25.03.2014, 00:40 | Сообщение # 17
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Цитата trikato_45 ()
Это переделка "Ромео и Джульетты"?
Я бы назвал не переделкой, а творческим плагиатом.
Здесь, кроме "Ромео и Джульетты", еще одна темка затронута по касательной. Угадаете?
Цитата trikato_45 ()
Хотя, я бы попробовал добавить остроты и улыбки.
Но ведь "Нет повести печальнее на свете..." happy


Старый. Ленивый.
 
trikato_45Дата: Вторка, 25.03.2014, 12:29 | Сообщение # 18
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Здесь, кроме "Ромео и Джульетты", еще одна темка затронута по касательной. Угадаете?

"Руслан и Людмила"? Мне почему-то имя Рустам упорно с Русланом ассоциируется.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
astepanovДата: Вторка, 25.03.2014, 12:33 | Сообщение # 19
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Цитата trikato_45 ()
"Руслан и Людмила"?
Не-а. Даю наводку: трое друзей встречаются в бане, чтобы...


Старый. Ленивый.
 
trikato_45Дата: Вторка, 25.03.2014, 12:35 | Сообщение # 20
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Не-а. Даю наводку: трое друзей встречаются в бане, чтобы...

"Ирония судьбы" happy




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
trikato_45Дата: Пятнашка, 28.03.2014, 13:55 | Сообщение # 21
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Сказание о вкусной да здоровой пище

Продолжаю...
Цитата astepanov ()
Мыслю, что чрез нее производит он свое бессмертие и могущество и, коли действия, тобою, жрец, описанные, были бы доступны разумению, то общественная польза и благоденствие каждого были бы обеспечены на века.

чЕрез.
Больше ошибок или недочётов не нашёл, а вот стиль написания тут совершенно отличается то прежнего. Намного больше пафоса и высокого слога вообще. Нет, вроде тема такое и подразумевает, так что это не проблема, просто после прочтения мне вспомнились рассказы до этого и я понял, что мне они понравились больше.
Но тут есть вообще явный моральный вывод, а это тоже очень неплохо. Из такого, на первый взгляд, маленького текста получилась такая не хилая идея.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
astepanovДата: Пятнашка, 28.03.2014, 14:07 | Сообщение # 22
Зависший
Проверенный
Сообщений: 197
Награды: 3
Репутация: 8
Статус: в реале
Цитата trikato_45 ()
чЕрез.
Быт 7:10 ...Чрез семь дней воды потопа пришли на землю... Чрез две недели назначен был счастливый срок. Пушкин.
Сам стиль "сказания", как мне кажется, допускает использование архаизмов.
Надеюсь, что хватит терпения добить до конца. Спасибо.


Старый. Ленивый.
 
trikato_45Дата: Пятнашка, 28.03.2014, 14:59 | Сообщение # 23
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Быт 7:10 ...Чрез семь дней воды потопа пришли на землю... Чрез две недели назначен был счастливый срок. Пушкин.

Но в вашем случае читается не очень.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
trikato_45Дата: Четвержище, 03.04.2014, 16:34 | Сообщение # 24
Трикато вездепомогалка
Администратор
Сообщений: 11771
Награды: 113
Репутация: 130
Статус: в реале
Цитата astepanov ()
Сказание о Влаге нечестивого познания

Завершаю.
Цитата astepanov ()
В те далекие времена, когда время было совсем новым и еще ползало на четвереньках, пуская пузыри и гуля, когда каждый житель Елдым-Бобо мог доподлинно указать место в прощальном овраге, где упокоился прародитель Садам, когда женщины еще не подрезали уздечку носа, потому что у них была одна ноздря, правил своим народом вождь по имени Курсак, а Верховным жрецом был старец Бузулук.

Тяжёлое для восприятия предложение. Я бы разбил на два.
Хорошая притча о первых выборах. Довольно поучительно, с изюминкой и весело. То есть вполне можно закрыть глаза и вспомнить, как с\проходили выборы в 90-е годы и улыбнуться. А если ещё и колбасу припомнить, и водку, которую прямо на участках раздавали... Короче говоря, текст порадовал ностальгией и приятным настроением после него.




Vaya con Dios
_________________
Самое ужасное поражение обычно случается в самое последнее мгновение перед самым впечатляющим триумфом. Но и самая великая надежда обычно рождается в самой глубокой бездне безнадежности!…

 
Литература, творчество, искусство » Проза » Фэнтези » Елдым-Бобо (О неведомой земле в Саратовской обл)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Вы можете задать вопрос редакции журнала "Авторский стиль":

E-mail отправителя *:
Представьтесь, пожалуйста *:
Из какого Вы города? *:
Вы робот? *:

Введите Ваш вопрос *:

Форум начинающих писателей на сайте литературного журнала "Авторский стиль". Конкурсы, ежегодный литературный марафон.

Творческий союз "Авторский стиль" © 2011-2024. Все права
защищены и охраняются ГК РФ. Копирование материалов
без указания источника или согласия автора запрещено.
Rambler's Top100 Проверка ТИЦ